Развитие речи дошкольников на индивидуальных занятиях
Перспективным направлением совершенствования процесса формирования речи в группе детей старшего дошкольного возраста с речевыми расстройствами является использование наглядного моделирования, которое выступает в качестве программирования связных высказываний. Предлагаемая система занятий адресована логопедам, работающим с детьми с речевыми расстройствами с СНР, а также может быть выборочно использована в работе воспитателя логопедической группы.
Цель: предложенная система логопедических занятий будет способствовать развитию речи на индивидуальных занятиях.
Если расположить используемые при обучении дошкольников виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности и «свертывания» смоделированного плана высказывания, то можно выделить следующие этапы коррекционно-логопедической работы: I этап
Цель: Формирование навыка связной речи с опорой на демонстрацию действий, включает следующие этапы работы:
1. Формирование навыка воспроизведения рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;
2. Формирование навыка составления рассказа по демонстрируемым действиям. II этап
Цель: Формирование навыка связной речи с опорой на картинный материал, включает следующие этапы работы:
1. Формирование навыка пересказа:
- по серии сюжетных картинок;
- по сюжетной картинке;
- по набору предметных картинок.
2. Формирование навыка составления рассказа:
- по предметно-графической схеме;
- по серии сюжетных картинок;
- по сюжетной картинке.
3. Формирование навыка составление рассказа-описания по картинке:
- формирование навыка составления простого рассказа-описания;
- формирование навыка составления развернутого рассказа-описания. III этап
Цель: Формирование навыка связной речи без зрительной опоры, включает следующие этапы работы:
1. Формирование навыка пересказа литературного произведения.
2. Формирование навыка составления рассказа:
- по опорным словам;
- по сюжетам из личного опыта детей;
- творческие рассказы.
3. Формирование навыка составления рассказа-описания по представлению.
Основная задача логопедического воздействия на детей с СНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Занятия проводились 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность занятий 30 минут.
Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяется при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии). Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм.; и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.