Суббота, 27.07.2024, 07:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Развитие речи как основная форма патриотического воспитания

Патриотическое воспитание на начальной ступени образования реализуется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Серьёзную проблему для учителей, логопедов и родителей представляют нарушения письма и чтения, проявляющиеся у учащихся 2-3 классов в общей картине отклонений речевого развития, и связанная с ним неуверенность перед уроками русского языка и чтения.
Проблема нарушения письма у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность её изучения не снижается.
Логопедические методики профилактики, диагностики и коррекции нарушений навыка письма и письменной речи остаются почти неизменными на протяжении последних десятилетий. Между тем практика общения с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, и их родителей свидетельствует о необходимости внесения существенных изменений в организацию и содержание совместной логопедической работы. Это продиктовано, в первую очередь, изменениями в развитии детей, произошедшими в последние десятилетия.
Естественные для таких детей затруднения наиболее ярко выявляются в конце первого года обучения и не уменьшаются, а возрастают, если с ними бороться жёстким контролем, постоянными замечаниями, как со стороны родителей, так и со стороны учителя, требуя писать без ошибок и помарок.
В результате такого контроля появляется перевозбуждение, повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. Нарушается гармоническое соответствие между психофизиологическими возможностями ребёнка и требованиями, которые предъявляются социальным окружением.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель, логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. С первых дней рождения общение становится для человека основной формой его жизнедеятельности. Фундаментом формирования общения ребёнка с окружающим миром выступает определённый уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с развитием речи. Этапы развития общения у нормально развивающегося ребёнка и ребёнка с отклонениями идут в соответствии с одними и теми же закономерностями, но отсрочены во времени. Во всех этих процессах большую роль играет речь. Речь не врождённая способность, в процессе развития она переходит на всё более высокие уровни, и этот переход характеризуется настоятельной потребностью в более совершенных формах общения.
 Процесс создания и совершенствования форм организации коррекционной работы с детьми с речевой патологией возможен на основе взаимодействия и сотрудничества субъектов образовательной работы: специалистов, ребёнка и родителей. Одним из значимых факторов в такой работе выступает активное и целенаправленное привлечение родителей к участию в обучении ребёнка.
Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые являются жанрами устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти игры можно использовать и на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки, заклички, дразнилки, загадки; в младшем школьном возрасте можно познакомить с небылицами, частушками, былинами.
Для речевого развития так же приобщаю детей к культуре чтения художественной литературы. Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
 Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей остается народная сказка.
Можно использовать литературу самого разного объема, формы и стиля. Подбираю произведения на определенные темы. Рассказы о природе - изучаются с целью ознакомления детей с природой. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина - богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.
Стихи о Великой Отечественной Войне - являются важной составляющей патриотического воспитания. Рассказы о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек.
Рассказы о родном городе (столице России) - отдельный вид специальной детской литературы.
Здесь можно использовать сборники рассказов вроде "Прогулка по Кремлю", "Моя Москва" и т.п.. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов
Традиционный фольклор - хранитель исторического духовного наследия народа. Передаваясь из поколения в поколение, произведения устно-поэтического творчества аккумулируют духовный опыт различных исторических эпох и отражают общие свойства мифопоэтической модели мира и локальные региональные традиции. В силу архаичности фольклора его роль в духовно-нравственном становлении личности современного младшего школьника нуждается в более подробном рассмотрении.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и соответствующие ему примерные программы предусматривают ознакомление младшего школьника со сказочными и малыми фольклорными жанрами, былинами, легендами и колыбельными песнями, с «традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами»; формирование готовности учащихся осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику фольклорных произведений, отличать фольклор от литературы. Произведение устно-поэтического творчества выступает в неизменном сопровождении нетекстовых элементов: обрядового действия, интонации, напева, жеста, мимики, танца. Важны также место и время воспроизведения, состав и характер слушателей-участников. Сама идея записи фольклорного произведения (т.е. перекодировки его в письменную форму) противоречит природе устно-поэтического творчества, поэтому современный читатель не может восстановить изначальный синкретический характер текста. Всё это позволяет сделать важный методический вывод о том, что в процессе использования произведений устного народного творчества в системе учебно-воспитательной работы полезно привлекать этнографические материалы, использовать архивные видео и аудиозаписи, посещать выступления фольклорных коллективов. При ознакомлении младших школьников с произведениями обрядовой поэзии (веснянки, заклички и др.), в которых синкретическая природа фольклора проявляется особенно ярко, необходим рассказ учителя, частично реконструирующий обрядовый контекст.
На уроках литературного чтения учитель организует целенаправленное наблюдение учащихся за содержанием и формой фольклорных произведений, их языком, образным миром и смысловым планом. В процессе таких наблюдений младший школьник испытывает самые разнообразные эмоции и чувства. Объём фольклорного материала, отбор устнопоэтических жанров и способы организации учебной работы с ними зависят от специфики того комплекта, по которому проводятся уроки литературного чтения.
Работая над патриотическим воспитанием в совокупности с развитием речи важным условием является взаимосвязь с родителями. Эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Вначале родители недоумевали для чего же всё это надо, тем более с маленькими детьми. Но побеседовав и объяснив соглашались, что работа нужная и даст положительные результаты. Жизнь не стоит на месте, дети с каждым годом другие, родители более эрудированнее, грамотнее и поэтому хочется, чтобы дети тоже были в курсе событий страны, своего города, чувствовали себя маленькими гражданами России.

- Курсовые работы на заказ

Развитие речи как основная форма патриотического воспитания
Поиск