Суббота, 27.07.2024, 07:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Развитие связной речи детей с СНР с дефектом ринолалии

Специальные упражнения для укрепления общей моторики. Упражнения проводятся от 15 минут перед артикуляционной гимнастикой.
Занятия физическими упражнениями лучше проводить без обуви либо в лёгких носках. Проводятся 5 стандартных упражнений :
-    «Волчок.» - это упражнение поможет обрести равновесие и лёгкость. И. положение - стоя, руки развести в стороны, ладони вниз - сделать повороты туловища, ног по часовой стрелке в среднем темпе, положение рук не менять. (от 3 х раз)
-    «Червячок.» Лёжа на коврике, руки вдоль тела, ладони вниз, сделать глубокий вдох и поднять голову и ноги, таз не отрывать от пола (от 3 х раз).
-    «Птичка.» - Хорошо устраняет застои в носовых пазухах, осуществляется массаж щитовидной железы. Исх. пол. - стоя на коврике на коленях, руки на поясе чуть - чуть отклонены назад, голова слегка опущена к груди, вдох прогнуться назад - выдох в исходное положение - от 3 х раз.
-    «Стол.» - упражнение для укрепления иммунной системы . Исх. пол - сидя на полу ( на коврике), ноги слегка разведены, руки около бёдер, пальцы рук направлены вперёд, голова у груди - вдох поднять туловище , опираясь в пол руками и ногами, голову слегка откинуть назад, выдох - в исх. пол.
-    «Собака.» - укрепляет организм, Исх. пол - лёжа , руками и носками ног опираться в пол, живот поднят над полом, голова откинута слегка назад, вдох, встать на вытянутые руки и ноги, голова внизу между рук - выдох ( от 3 х раз)
Структура таких занятий включает:
-    двукратное чтение и разбор содержания текста;
-    конкретные указания по составлению рассказа (изменение времени года, места действия и т.д.);
-    рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.
Составление продолжения (окончания) незавершенного рассказа проводится в двух последовательно используемых вариантах: с опорой и без опоры на наглядный материал. В первом варианте предлагается картина, изображающая кульминационный момент неоконченного рассказа. После разбора ее содержания (описательная характеристика персонажей, изображенной обстановки) дважды прочитывается текст начала рассказа.
Для второго варианта задания (окончание рассказа без наглядной опоры) текст неоконченного рассказа после двукратного чтения пересказывается одним - двумя детьми. Затем дается задание придумать окончание рассказа по одному из предложенных вариантов (по их выбору).
Для составления рассказов по наборам игрушек используются следующие темы: "Как Вова и Миша ходили в зоопарк" Составлению рассказа предшествует называние предметов, изображаемых на картинках, и их краткая характеристика внешнего вида, деталей и др. Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: "На рыбалке"; "Случай в лесу"; "Приключение на озере". Для облегчения выполнения задания применяется краткий план из трех-четырех вопросов, к составлению которого привлекаются дети (например: "Что взял с собой мальчик на рыбалку?"; "Кого он встретил на реке?"; "Что произошло во время рыбалки?"; "Что принес мальчик домой?"). При затруднениях дается образец начала рассказа.
Особое место занимает работа по формированию связной речи на занятиях по художественному творчеству (рисование, аппликация), для формирования и активизации монологической речи в процессе этих занятий применяется речевое планирование действий, словесный отчет ребенка о выполненном задании, и, наконец, составление небольшого творческого рассказа по выполненному рисунку, аппликации. Дети учатся составлять короткие рассказы по выполненным заданиям на следующие темы: "мой домик"; "путешествие на кораблике"; "на нашей детской площадке". При этом используются следующие приемы: составление рассказа по вопросному плану (уточнение последовательности, деталей повествования); дополнение рассказа ребенка другими детьми. Опора на собственный рисунок - эффективное средство овладения детьми с речевыми расстройствами навыками рассказывания. Их интерес к таким занятиям способствует активизации речевых проявлений.
Обучение составлению рассказа на тему без использования словесных и наглядных опор, принимая во внимание сложность этого вида рассказывания, проводится на заключительном этапе работы.
В структуру занятий по обучению составлению рассказа на заданную тему включены:
-    беседа-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа);
-    обсуждение (коллективное составление) плана будущего рассказа;
-    установочные указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и др.);
-    обсуждение и анализ детских рассказов (по магнитофонной записи).
Итак, при специально организованной комплексной и систематической логопедической работе по развитию связной речи, уровень развития у детей с общим недоразвитием речи повышается.
Тема: «Проделки Зимушки-зимы».
Цель: Развитие связной речи у детей с речевыми расстройствами.
В результате проведенного занятия закреплялись навыки оптико-пространственной ориентировки, подбора синонимов, составления рассказа по картине, поэтому оно носило среднюю степень сложности для детей старшего возраста с диагнозом «Общее недоразвитие речи», все поставленные задачи были успешно решены. На следующих занятиях по развитию связной речи планируется выслушать индивидуальные рассказы о «Проказах Зимушки-зимы» от остальных ребят.
Таким образом, направления коррекционной работы по формированию связного речевого высказывания основываются на факторах облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина, А.М. Леушиной и других, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяется моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С. Выготский, а также педагоги В.К. Воробьева и В.П. Глухов. Учитывая вышеизложенное, мы проанализировали все используемые при обучении дошкольников виды самостоятельного рассказывания и обозначили следующий порядок работы:
-    воспроизведение рассказа, составленного по следам демонстрируемого действия;
-    составление рассказа по демонстрируемому действию;
-    пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
-    составление рассказа по серии сюжетных картинок;
-    составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием моделирования плана высказывания;
-    составление описательных рассказов с использование схемы описания.
Очевидно, что подробный анализ трудностей, которые испытывают дети с речевыми расстройствами при составлении речевых высказываний и анализ результативности при использовании наглядного моделирования повысят эффективность коррекционной работы по преодолению подобных нарушений.

- Курсовые работы на заказ

Развитие связной речи детей с СНР с дефектом ринолалии
Поиск