Суббота, 20.04.2024, 17:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Развитие связной речи у дошкольников старшего возраста с нормой речи и с ОНР

В контексте проводимого исследования под связной речью понимается  продукт речевой деятельности: высказывание, составленное ребенком.

Аналитический обзор психолого-педагогической и лингвистической литературы  позволил установить, что термин «высказывание» имеет разные трактовки. Под  высказыванием понимается сообщение, акт коммуникации, единица сообщения,  функциональная единица.  Выделяются следующие признаки связного  высказывания: тематическое единство структурных частей, завершенность,  целенаправленность, подчинение компонентов единой мысли,  последовательность, информативность.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной  речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе (М. М. Алексеева, В. И. Яшина).

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких  участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица,  коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах  действительности (А. Р. Лурия, Л. И. Федоренко). Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания,  произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи  информации, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание  ее, как правило, заранее определено говорящим и предварительно  планируется.

В возрасте 5-6 лет дети способны рассказать об увиденном или услышанном довольно подробно и  последовательно, объяснить причины и следствия, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает).

В 6-7 лет дети могут сами придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен придумать свой рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.

Для развития связной речи дошкольников с ОНР значимыми являются  формирующиеся у ребёнка процессы восприятия, воображения, памяти,  мышления. В ряде исследований приводятся данные о вторичных проявлениях в  структуре дефекта, препятствующих полноценному познавательно -речевому  развитию детей с ОНР. 

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что  общее недоразвитие речи у детей сопровождается   низким уровнем восприятия,  недостаточной психической активностью. Отмечается, что при относительной  сохранности смысловой памяти, у детей с ОНР снижена вербальная память, что  негативно сказывается на продуктивности запоминания. Причиной этого является  несформированность познавательных процессов и недостаточность процесса  саморегуляции деятельности. Обращается внимание на корреляцию  выраженности нарушений памяти у дошкольников с недоразвитием речи с  тяжестью органического нарушения.

Экспериментально доказано, что особенности протекания речевой  деятельности детей с ОНР связаны с наличием трудностей мотивационного плана,  в соответствии с которым у ребенка потребность в общении не является ведущей. Отмечается несформированность основных  форм коммуникации  -  диалога, монолога.  Выявлено, что  недостаточность вербальных средств общения лишает возможности  взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового  интереса.

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует  возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты  общего и речевого поведения, приводит к снижению коммуникативной  активности.  Существует и обратная зависимость - при недостаточном общении темп развития речи и других  психических функций  замедляется.  Несовершенство коммуникативных умений, речевая  инактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, не  способствуют развитию речемыслительной деятельности детей, препятствуют  овладению знаниями.

Обобщая психолого-педагогические исследования, выявлены следующие  данные, раскрывающие специфику недоразвития операций порождения речевого  высказывания детьми с ОНР:

  • расстройство членения симультанного образа речевой ситуации;
  • несовершенство процесса линеаризации;
  • трудности перекодирования симультанных процессов в сукцессивные;
  • неумение программировать сукцессивные серии;
  • невозможность удерживать в памяти программу речевого высказывания и  осуществлять операции ее развертывания.

В исследованиях, посвященных изучению нарушений понимания  вербальных сообщений, сопровождающих речевое расстройство, есть указания на  несформированность процессов симультанного анализа и синтеза, что  свидетельствует о нарушениях понимания вербальных сообщений,  сопровождающих речевое расстройство  [48, 32].  Обращается внимание на то,  что возникновение  трудностей перцептивно-смысловой обработки речевого  материала зависит от базовых нейрофизиологических механизмов, на которые опирается психологическая структура речевого восприятия в своем развитии,  носящих в данном случае отклоняющийся по типу функционального  недоразвития характер.  Дефицит симультанной обработки информации у

 детей проявляется в недостатках пространственного мышления,  в плохой  интеграции разных типов информации при построении и декодировании  высказывания, в трудностях развития синтаксиса, связанных с формированием  таких абстрактных концептов, как субъект и объект  [15,  16,  21]

В контексте проводимого исследования важно рассмотрение состояния  пересказа у дошкольников с ОНР. Установлено, что дошкольники с  ОНР  значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении  навыками связной монологической речи. У большинства из них отмечаются  трудности программирования развернутых речевых высказываний и их языкового  оформления [3, 6, 15 и др.]. Доказано, что нарушения проявляются в неверном  построении, неумении распространять простые и сложные предложения, строить  цепь взаимосвязанных предложений  [28]. Авторы  отмечают, что в пересказах  детей наблюдаются нарушения последовательности событий, пропуски  важных  звеньев в содержании текста, многочисленные повторы, ограничения в подборе  слов, деформированные предложения, неправильное употребление слов по  значению.

В ряде исследований есть указания на качественные различия нарушений  связной монологической речи, которые обусловлены своеобразием развития  невербальных и вербальных операций, участвующих в процессе порождения  речевого высказывания  [23].  Отмечается, что для части детей с  недоразвитием речи характерен достаточно высокий уровень сформированности  операций осмысления и расчленения проблемной ситуации текста, переработки  информации, программирования своего высказывания. Нарушения связного  высказывания обусловлены недостаточностью операций развертывания  программы во внешней речи и проявлялись в нарушениях лексико-грамматического оформления высказывания. У другой части детей специфика  связной речи была связана с трудностями операций осмысления и  программирования монолога и его составных частей, а также  несформированностью операций, обеспечивающих реализацию программы во  внешней речи.

Авторы делят ошибки дошкольников с общим недоразвитием речи на 3  группы: фонетические, лексические, грамматические. По мнению исследователей,  фонетические ошибки часто возникают на фоне отношения между развитием  звукопроизношения и словарного запаса детей  [19, 52, 18, 26].    Лексические  ошибки характеризуются неправильным употреблением слова по значению. К  этой группе авторы относят: замены называния слова другими на основе их  смыслового сходства; употребление слова в неверной грамматической форме;  полное неумение называть слово.  Грамматические ошибки возникают на  фоне низкого уровня владения морфологическим составом слова, что ведет к  обедненности словарного запаса у дошкольников с ОНР  [12, 16 и др.].

Важным является вывод о том, что недостаточное понимание значения  грамматических конструкций и форм слова детьми с ОНР может являться  следствием недоразвития активной речи, а также речевого опыта в целом,  отсутствие которого препятствует развитию чувства языка, благодаря которому  ребенок без речевых и интеллектуальных нарушений овладевает системой  грамматики русского языка  [9].   

Отмечается, что у дошкольников с ОНР слово не  формируется как фокус соединения лексического и грамматического значений,  как элемента семантического поля. У большинства детей этого контингента  отмечается бедность и качественное своеобразие лексики, недостаточность  развития процессов обобщения и абстракции, нарушение процесса тематического  отбора и семантического выбора слов при порождении высказывания. Для детей с  ОНР характерна скудность высказывания, стремление избежать развернутой речи,  трудность пересказа. Доказано, что без овладения словарем невозможно овладеть  речью как средством общения и орудием мышления. В исследовании есть  указания на то, что пассивный словарь детей с ОНР значительно преобладает над  активным и переводится в актив крайне медленно. Дети не используют  имеющийся у них инвентарь лингвистических единиц, не умеют оперировать  ими, что говорит о несформированности упорядоченной структуры языковых  средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и  использовать их в речевой деятельности. Отмечается, что это происходит в  результате нарушения самой структуры языковых знаков у данной категории  детей. Бедность словаря не обеспечивает им возможности полноценного общения  и, следовательно, общего развития [14, 17].

Особенно трудным для детей представляется умение  последовательно и связно отображать в речи те или иные  события. Детям  характерна несформированность представлений о правилах построения  творческого рассказа (зачин, определение действия и места событий, развитие  действия, окончание). Отмечено, что у старших дошкольников формируются  только предпосылки к творческому рассказыванию [23, 32, 36, 38, 45].

Проведенное В.П. Глуховым исследование говорит о том, что выявленные у детей с ОНР затруднения в составлении монологических высказываний, их недостаточная информативность, нарушения связности речи обусловлены следующими основными причинами:

  • несформированностью навыков планирования и программирования речевого сообщения, неумением отобразить замысел в связном последовательном повествовании;
  • неспособностью анализировать предмет речи, выделять основные компоненты его предметного содержания. Отсутствие достаточной речевой практики, несформированность перцептивно-аналитической деятельности, навыков целенаправленного анализа содержания прослушанного текста, предмета описания, наглядно представленной предметной ситуации, данных своего личного опыта не обеспечивают создания достаточно полного и четкого образа предмета речи [1; 4; 5], что, в свою очередь, затрудняет действия планирования речевого сообщения, создания и удерживания в памяти программы развернутого высказывания [14,  с. 33].

В то же время в рассказах детей с нормальным развитием речи лишь в небольшом числе случаев отмечались нарушения связности и последовательности изложения, почти не наблюдались смысловые пропуски и ошибки. Самостоятельное в большинстве случаев выполнение заданий указывает на то, что у детей создавалась программа рассказа-сообщения.

В.П. Глухов отмечает, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, даже при III уровне ОНР, значительно отстают от нормально развивающихся детей в овладении навыками связной монологической речи. Исследование выявило существенные различия в количественных и качественных характеристиках монологической речи у детей всех трех сравниваемых групп (дети со вторым и третьим уровнями речевого [16, 88].

Завершая обзор исследований, необходимо отметить, что у детей с ОНР  отмечается несформированность речевой деятельности и других психических  процессов.  Взаимосвязь этих процессов позволяет аргументировать проблему  дальнейшего изучения и коррекции во взаимосвязи общефункциональных и  специфических   речевых механизмов речевой деятельности в структуре ФГОС  ДО [1].

У дошкольников с ОНР в  результате недоразвития всех компонентов  языковой системы, касающихся как смысловой, так и звуковой сторон,  невозможно спонтанное и поэтапное формирование речевых умений   и навыков,  свойственное детям с нормальным речевым развитием.  Недостаточность связной  речи дошкольников с ОНР, вызванная нарушением процессов программирования  речевого высказывания, синтезирования его отдельных элементов в структурное  целое, в отборе материала, соответствующего теме и замыслу высказывания,  указывает на необходимость совершенствования программно-методического  обеспечения для дошкольников, тем самым подтверждая актуальность данного  исследования.  Для адекватной коррекционно-развивающей работы по коррекции  нарушений связной речи у дошкольников с ОНР необходимо целенаправленное  изучение психофизиологических особенностей старших дошкольников с  нарушениями речи, выявление особенностей связной речи, что будет  способствовать разработке адекватных методов преодоления нарушений и их  коррекции, а также будет являться одним из аспектов их комплексного развития.

Таким образом, аналитический обзор литературы по проблеме исследования  позволил выделить следующие значимые сведения:

  • проблема развития  связной речи находится на стыке ряда наук:  физиологии, нейропсихологии, психолингвистики, психологии, педагогики,  специальной педагогики, специальной психологии.
  • связная речь рассматривается как продукт речемыслительной  деятельности, находящийся в тесной  связи с развитием таких психических  процессов, как восприятие, мышление, память, воображение;
  • несформированность связного речевого высказывания (наряду с  нарушением других сторон речи), рассматривается в качестве закономерного и  постоянного симптома в структуре речевого дефекта.

Данные положения являются принципиально важными для определения  методики изучения особенностей связной речи детей с ОНР, а также  планирования и проведения коррекционно-развивающей работы по коррекции  нарушений связной речи средствами детской художественной литературы.

- Вам это пригодится:

- Психолого-педагогические особенности дошкольников с ОНР

 

Развитие связной речи у дошкольников старшего возраста с нормой речи и с ОНР
Поиск