Четверг, 24.05.2018, 22:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Реализация принципов социального обеспечения на примере инвалидов

Вопрос о способе компенсации того или иного социального риска (предоставлении гражданину пенсии, пособия, компенсационной выплаты и т.п. при соблюдении условий, закрепленных законом) напрямую зависит от тех основных идей, которые определяют смысл, назначение и содержание права социального обеспечения. Поэтому одной из его базовых категорий являются его принципы. Принцип права социального обеспечения - это обоснованное социальными и природными законами, прямо закрепленное в нормах права всех или большинства институтов данной отрасли или проводимое через их содержание основополагающее суждение законодателя о существенном в праве социального обеспечения.

Законодательство не устанавливает ограничений для каких-то категорий граждан в реализации их права на социальное обеспечение. «Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Рассмотрим реализацию принципов права социального обеспечения в отношении инвалидов. Базовыми, основополагающими принципами следует признать принцип всеобщности социального обеспечения наряду с принципом дифференциации, ведь всеобщность не предполагает обычного уравнивания. При этом очень важен вопрос о том, насколько эти принципы реализуются через действующее законодательство.

Всеобщность социального обеспечения. Реализация данного принципа предполагает равную для каждого, в том числе и для инвалидов, возможность получить определенные виды социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Это право реализовано в Статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В п.8 этой статьи такое право предоставлено нетрудоспособным гражданам, каковыми являются инвалиды. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам).

Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью Статья 9. Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О страховых пенсиях" реализует право на страховую пенсию по инвалидности гражданам из числа застрахованных лиц, признанным федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления инвалидам многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.

Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый, в том числе и инвалид, имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего прожиточного минимума. Этот принцип реализуется через действующее законодательство: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Принцип многообразия оснований и видов социального обеспечения реализован и для инвалидов. Этот принцип также реализуется через действующее законодательство. Например, основаниями для социального обеспечения могут быть: инвалидность; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды социального обеспечения: 1) Денежная форма обеспечения — пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения — медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.

Государство гарантирует в действующем законодательстве дифференциацию условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение. Этот принцип также реализуется через действующее законодательство.

Принцип участия общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Гражданин имеет право на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства, на обращение в государственные органы. Право инвалидов на создание общественных объединений декларировано в Статье 33. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Это право реализовано у инвалидов организацией Общества инвалидов, защищающего их права. Однако положения закона не несут норм прямого действия, в них отсутствует механизм реализации декларированных обязательств государства перед инвалидами, в том числе, нет ясности в вопросах их финансового обеспечения. Эти обстоятельства существенно затрудняли исполнение Закона и потребовали ряда Указов и Президента РФ, новых подзаконных актов и нормативных материалов:

- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 16 Закона РФ "Об образовании"» от 20.07.2000г. № 102-ФЗ .

- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10.12.1995г.

- Постановление Правительства РФ «Об обеспечении фор­мирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» №927 от12.08.1994г.

- Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государ­ственной поддержки инвалидов» № 1011 от 1.06.1996г. (с изм. от 27.04.2000г.)

- Указ Президента Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» № 802 от 27.07.1992г.

- Постановление Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29.01.1997г. № 1/30 «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы»

- Постановление Минтруда РФ от 8.09.1993г. №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рын­ках труда».

- Контрольные работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика