Вторник, 23.10.2018, 11:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Речь и её виды

Речь - один из видов общения, которое необходимо людям в совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Речь обогащает человека духовно, служит предметом искусства.

Термин «речь» имеет три значения:

- Речь как процесс, как деятельность;

- Речь как результат, как продукт речевой деятельности;

- Речь как жанр устного выступления.

Виды речи:

- Письменная - письмо и чтение;

- Устная  - аудирование и говорение.

Сходство и различие этих видов речи представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сходства и различия устной и письменной речи

Сходства - различия

Устная речь

Письменная речь

По стилю

Разговорные стили

Письменно-книжные стили

По степени подготовленности

Импровизированная, моментальная, ситуативная

Обдуманная, подготовленная, проверенная

По точности выбора слов

Моментальный выбор, не всегда удачный

Тщательный, обдуманный выбор

По объему единиц речи

Сравнительно малый объем предложений

Уравнительно большой объем

По средствам выразительности

Паузы, логические ударения, интонации, темп, тембр, мимика, жесты

Фигуры, тропы

По сохранности

Только в момент исполнения (или в звукозаписи)

Долговременная сохранность

Речь и мышление

Речь неотделима от мысли. Еще Л.С. Выгодский говорил: «Речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли. Развитие речи - это и развитие мышления в том числе. Знание слов, богатство словарного запаса позволяют человеку мыслить или говорить, писать.

Речь невозможна без мысли, без внутреннего опережающего ее процесса. Этот процесс называется «внутренняя речь». Внутренняя мысленная речь обладает разными степенями глубины:

  1. Письмо или составление какого-либо важного текста, который фиксируется письменно. Тщательно отбираются слова, предложения строятся по правилам грамматики, обдумываются окончания, орфография и пунктуация;
  2. Размышления без цели и записи;
  3. Воспоминания; мысль неустойчива, выражается не столько словами, сколько образами, картинками, схемами.

Для развития речи наиболее важна первая ступень.

Факторы нормального речевого развития человека.

  1. Потребность контакта с близким человеком, сначала эмоционального (гуляние, лепет), а затем содержательного общения;
  2. Факторы длительной, многолетней тренировки физиологического механизма: произносительного аппарата, мозговых центров, аппарата аудирования, памяти - долговременной и оперативной, координирующих систем, а при развитии чтения и письма - зрительных и рукодвигательных систем;
  3. Потребность номинации и общения: такая потребность возникает в познании окружающего мира, служит основой не только овладения речью, но и всей учебно-познавательной деятельности человека;
  4. Фактор речевой активности ребенка предполагает общую активность в игре и в социальной жизни, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов, интенсивное построение фразы;
  5. Фактор осмысления: предполагается изучение грамматики в школе.

Все эти факторы формируют у детей чутье языка или языковую интуицию. Важно, чтобы это чутье действовало в рамках нормативного, литературного языка, а не просторечья. 

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика