Среда, 17.04.2024, 02:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Рекомендации педагогам по профилактике табакокурения в образовательной среде

Большинство исследователей указывают, что именно в старших классах число курильщиков резко возрастает. Анализируя психологические причины этого явления, А.А. и В.Ю. Александровы указывают, что в отличие от подростков у старшеклассников в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Им уже не надо кому-то доказывать свою взрослость. Наряду с поиском места в жизни, выявлением способностей, склонности к той или иной профессии, большую значимость приобретает осознание себя как представителя пола, и этой идее во многом подчиняется формирование социального образа старшеклассника. Поэтому здесь немалую роль играет реклама, которая в той или иной степени оказывает воздействие на формирующийся стиль жизни и самовосприятие молодого человека или девушки. Соединение идеи курения с такими понятиями, как молодость, красота, жизненный успех, победа, в значительной степени укрепляет социально-психологическую мотивацию приобретения вредной привычки.

Кроме того, у многих старшеклассников курение уже вошло в привычку, формируется зависимость от табака. Молодые люди начинают понимать, как трудно отказаться от курения, даже если знаешь, что это вредно для здоровья. Таким образом, в старшем школьном возрасте особо важна тема отказа от курения.

Еще одна проблема, связанная с курением и актуальная для юношества, – это проблема здоровья и красоты женщины, деторождения, материнства и охраны матери и ребенка от пагубного влияния табачного дыма. Поэтому составляющей частью воспитательной работы со старшеклассницами должно стать их ознакомление с основами супружества, материнства и отцовства. Эта тематика служит важным разделом в курсе подготовки юношей и девушек к семейной жизни.

Но здесь нельзя «переусердствовать» – слишком сильный нажим может привести к противоположному результату, поскольку у школьников все еще силен мотив негативного поведения, противопоставления себя миру взрослых. Так, например, рассказывая о том, что курящая девушка становится непривлекательной, можно встретить оппозицию – реальные примеры из жизни старшеклассниц противоречат такому утверждению, что в свою очередь вызывает недоверие и ко всей остальной информации о вреде курения. Лучше сообщить, строго придерживаясь фактов, что табачный дым оставляет налет на зубах, портит волосы и т.д. При этом важно постоянно подчеркивать, что отказ от курения позволяет восстановить утраченную привлекательность, и чем раньше это произойдет, тем лучше для сохранения внешности. А вот высказывания учителя и тематические беседы о влиянии курения на здоровье будущих детей не должны допускать компромисса [32].

Надо особо отметить недопустимость курения во время беременности и грудного вскармливания, так как это касается не личного пристрастия женщины, а жизни и здоровья ребенка, нарушения его права на здоровье.

Другой аспект, на котором следует акцентировать внимание учащихся, –  вред пассивного курения и ответственность курильщика перед окружающими и членами семьи. Тезис здесь такой – курение перестает быть личным делом каждого, если оно вторгается в жизнь других людей. Этот тезис может найти свое развитие в дискуссиях о правах курящих и некурящих или о том, могут ли дети упрекать родителей за курение.

Тематика отдельных занятий и дискуссионно - тренинговых циклов со старшеклассниками может быть следующей:

1. «Как бросить курить?» (Методы отказа от курения.)

1. «Курение, женщина и красота». (Для девушек.)

3.  «Курение, работоспособность, успех в делах и карьере». (Для юношей.)

4.  «Курение и материнство».

5.  «Курение и воспитание здоровых детей».

6.  «Экономика курения».

7.  «Права курящих и некурящих».

8.  «Курение и реклама».

1. Урок "Права курящих и некурящих"  (Разработка А.А. и В.Ю. Александровых)

Цель урока – обсудить курение в общественных местах, дома, в присутствии некурящих и обосновать правомерность ограничения курения.

Занятие проводится в форме свободной беседы. В качестве темы предлагается вопрос о за­кономерности запрета курения в общественных местах, транспорте, ограничения курения до­ма, в присутствии детей, о пассивном курении и его воздействии на здоровье и т.д. Ведущий должен направлять обсуждение и стремиться к тому, чтобы ученики сами приходили к пози­тивным выводам. Особое внимание рекомендуется обратить на сведения о пассивном курении [1].

Тему можно разделить на ряд вопросов:

1. Имеет ли право вполне здоровый взрослый человек требовать, чтобы в его присутствии не курили?

2. Имеет ли право женщина требовать, чтобы в ее присутствии не курили?

4. Имеет ли право жена требовать, чтобы муж не курил в доме при ней и ребенке?

5. Изменится ли ваше отношение к перечисленным вопросам, если в них слово «требовать» заменить словом «просить»? Почему? А если заменить словом «умолять»? Что меняется от этого?

6. Имеет ли некурящий человек моральное превосходство перед курящим?

7. Если бы вы были родителями, то признали бы вы право своих детей на курение? Если «да», то с какого возраста?

2. Урок-конференция "О вреде курения" (по материалам Н.Д. Мамовича)

После изучения таких тем, как «Нервная система», «Кровообращение», «Пищеварение», «Дыхание», можно провести урок-конференцию о вредном влиянии курения на органы человека. К этому уроку ученики готовятся группами из двух-трех человек по разным «специальностям» — журналисты, ученые-биохимики, врачи (стоматологи, гастроэнтерологи, терапевты, педиатры, невропатологи, наркологи), используя рекомендованную учителем литературу, вырезки из газет. Перед проведением урока учитель вместе с ребятами просматривает подготовленный материал и обсуждает вопросы, вызвавшие затруднения. В процессе урока учащиеся (участники конференции) предлагают свои меры по борьбе с курением.

Оформление и оборудование: на классной доске вывешены таблицы с информацией, написаны тема – «О вреде курения. Курить или не курить – каждый выбирает сам!» и девиз – «Усилим борьбу с курением!». Желательно иметь подходящие слайды и проектор. На столах учеников находятся таблички с указанием «специальности» группы [32].

В ходе урока каждый «специалист» раскрывает свой аспект проблемы, а учитель выступает в роли организатора. Изложение научных данных оживляют поэтические строки – чувства человека, отказавшегося от дурной привычки табакокурения, которые прекрасно выразил В.В. Маяковский:

Я сегодня дышу как слон,

походка  моя легка,

и ночь пронеслась,

как чудесный сон,

без единого кашля и плевка.

<...> я стал определенный

весельчак и остряк –

ну просто – душа общества.

Я порозовел и пополнел в лице,

забыл и гриппы и кровать.

Граждане,  вас интересует рецепт?

Открыть?  или... не открывать?

Граждане,  вы утомились от жданья,

готовы корить и крыть.

Не волнуйтесь, сообщаю:

граждане – я сегодня – бросил курить. («Я счастлив!»)

В заключение учитель зачитывает меры борьбы с курением, предложенные участниками конференции:

• в рекламах по телевидению необходимо сообщать о вреде курения, чаще меняя содержание рекламы;

• больше писать в прессе о вреде курения;

• ввести штраф за курение в общественных местах;

• усилить антиникотиновое воспитание в начальных и средних классах;

• врачи должны чаще выступать в школах, рассказывая о вреде курения;

• критиковать курильщиков в детском сатирическом киножурнале «Ералаш»;

• учителя школы не должны курить и подавать пример ученикам.

(Могут быть перечислены и другие меры, в зависимости от того, какие из них предлагались на обсуждении.)

3. Урок "Не начинай курить!" (разработка Т.А. Зайцевой)

Цель сформировать у подростков отрицательное отношение к табаку (прийти к решению не начинать курить).

Ученик должен проявить умение:

• обсуждать вредные последствия курения для здоровья;

• сравнивать причины, почему одни люди курят, а другие отказываются от этой вредной привычки.

Материалы: литература о курении; рабочий лист «Причины курения. Причины не курения»; листок факторов «Никотин».

План:

1. Беседа о том, что ученики знают о курении и его воздействии на человека.

2. Заполнение рабочих листов.

3. Подсчет баллов.

4. Беседа в форме вопросов и ответов.

Примерные вопросы:

• Трудным ли вам показалось перечисление причин в пользу курения? Почему?

• Трудным ли вам показалось перечисление причин в пользу воздержания от курения? Почему?

• Какая причина оказалась наиболее важной для курения?

• Какая причина оказалась наиболее важной для воздержания от курения?

• Можете ли вы придумать альтернативы любой из причин курения?

5. Подведение итогов. Общий вывод — лучше не начинать курить, чем потом мучиться!

- О вреде курения

Рекомендации педагогам по профилактике табакокурения в образовательной среде
Поиск