Суббота, 26.05.2018, 20:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Рекомендации по улучшения инвестиционного рейтинга региона

Для привлечения национальных и иностранных инвесторов в те или иные отрасли, регионы и муниципальные образования большое значение имеет создание доступной информационной базы. За рубежом эта проблема успешно решена, например, в Германии все земли регулярно выпускают информационные справочники об особенностях местного хозяйства, о предприятиях, заинтересованных в иностранных инвестициях, о мерах по поддержке инвесторов.

 Соответствующая информация обязательно размещается в Интернете. Информационному обмену способствуют также многочисленные ярмарки. Для России в целом и отдельных ее регионов эта проблема стоит остро, и в то же время ее решение не требует значительных средств, по сравнению, например, с финансовой поддержкой инвесторов.

Информирование инвесторов об условиях деятельности в России, улучшение имиджа России как страны, принимающей капитал, имеют огромное значение. Необходимо не столько наращивание количественного потока информации из России, сколько кардинальное повышение ее качества.

Во-первых, необходимо увеличить поток фоновой информации. Большинство иностранных и отечественных инвесторов слабо информированы о текущей жизни и социально-экономической ситуации в России. Для решения этой проблемы возможно развитие официального сотрудничества с наиболее респектабельными зарубежными информационными институтами, изданиями, участие российских официальных лиц в репортажах и телепередачах ведущих зарубежных телекомпаний о России.

Во-вторых, периодическая профессиональная информация, предназначенная для потенциальных инвесторов, должна быть четко структурирована и дифференцирована в зависимости от категории инвестора. Необходимо создать эффективную систему сбора и обработки статистики иностранных инвестиций и мониторинга инвестиционной деятельности.

В-третьих, следует согласиться с точкой зрения об усовершенствовании российской инвестиционной статистики.

Целесообразно приводить более детальную структуру инвестиций, их динамику, накопленный итог, отраслевую и региональную дифференциацию и безвозмездно предоставлять эту информацию всем заинтересованным лицам.

Одним из условий успешной деятельности инвесторов в регионе может стать система обеспечения инвесторов необходимой информацией, имеющей отношение к инвестициям. В отношении информационной открытости по теме инвестиций рекомендуется в каждом муниципальном образовании создать специализированный информационный сайт для инвестора. Как правило, сайты региона общего содержания никакого практического интереса для инвестора не представляют.

Появление сайта дает сигнал инвестору, что его ждут, готовятся к приему инвестиций, думают над тем, что необходимо сделать для улучшения инвестиционного климата. Инвестор увидит там ответы на вопросы, которые предшествуют принятию решения по инвестициям: есть ли стратегия развития региона; имеются ли ресурсы и их характеристика; каково развитие транспортной инфраструктуры и других коммуникаций (связи); какие виды услуг могут быть предоставлены (в т. ч. строительных, банковских, консалтинговых и т. д.); наличие рынка рабочей силы; уровень ее квалификации и стоимость; наличие земельных промышленных площадок с их характеристиками и привязками к коммуникациям, свободные производственные площади; местные особенности ведения бизнеса (местная нормативная база); отчисления в местные бюджеты и т. д.

Информационный сайт региона будет являться частью специального электронного информационного ресурса района, который будет объединять всю отраслевую, ведомственную и муниципальную информацию для инвестора, а также будет информировать инвесторов и заинтересованные организации о реализации конкретных инвестиционных проектов на территории регионального образования, а так же тех проектов и проектных идей, которые готовятся к реализации в будущем.

Приведем рекомендуемые этапы создания информационного инвестиционного сайта региона.

На этом этапе определяем цели создания сайта и пути их достижения, происходит постановка основных задач. Исходя из концепции сайта, формируется бюджет, ведется техническая разработка сайта, продвижение, дальнейшее развитие проекта, а также контроль состояния проекта с точки зрения достижения поставленных целей.

Еще больше своевременному информированию инвесторов о положении дел в муниципальном образовании будет способствовать размещение инвестиционного рейтинга региона на сайте местной администрации.

Инвестиционный рейтинг региона -комплексный информационный бюллетень, рассчитанный на потенциальных инвесторов. Инвестиционный рейтинг демонстрирует инвестиционный потенциал региона и содержит комплексную информацию по всем вопросам, интересующим инвестора. Наличие инвестиционного рейтинга является основополагающим и базисным фактором для успешного развития и дает продуктивную основу для диалога власти и инвесторов.

Основная идея инвестиционного рейтинга состоит в том, чтобы предоставить инвестору весь набор информации об инвестиционном климате, требуемый для принятия решения о начале работы с муниципальным образованием.

Как показал анализ ресурсного обеспечения инвестиционной деятельности, что заставляет потенциального инвестора затрачивать дополнительные временные и финансовые ресурсы на поиск информации, а в ряде случаев ведет и к отказу от работы в данном регионе объемы внедрения инвестиционного рейтинга и пути их решения

Инвестиционный рейтинг хотя и эффективный, но достаточно новый для российских муниципальных образований инструмент инвестиционной политики. С новизной данного инструмента связаны основные проблемы его внедрения.

Прежде всего, необходимо отметить, что до сих пор среди руководителей муниципальных образований преобладает мнение, что нет необходимости в целенаправленной информационной работе с инвесторами. Если же понимание важности данной работы существует, то в большинстве случаев нет соответствующего опыта ее организации. Существуют определенные причины проблем, с которыми сталкивается администрация при разработке инвестиционного рейтинга

Слабая информированность о назначении инвестиционного рейтинга выражается в том, что зачастую за инвестиционный рейтинг выдается описание социально-экономического положения или бизнес-профиль.

Инвестиционный рейтинг в отличие от упомянутых документов содержит вполне конкретную и детальную информацию об инвестиционных возможностях региона.

Условия, в которых сегодня существуют российские муниципальные образования, характеризуются в том числе и ограниченностью финансовой базы муниципальных образований. Когда большая часть собираемых в бюджет средств направляется на исполнение самых неотложных обязанностей (по определению муниципальных служащих, «зарплатно-коммунальный бюджет») и когда бюджеты развития являются скорее чисто номинальными (то есть мероприятия занесены в бюджет, но не финансируются), обоснование выделения средств на разработку инвестиционного рейтинга (который относится именно к инструментам развития) сильно затруднено. Основным способом решения данных проблем является изучение успешного опыта других Регионов.

Еще одной важной проблемой современного регионального менеджмента в России является отсутствие высококвалифицированных кадров, способных проводить качественный анализ инвестиционных процессов.

В современных высших учебных заведениях данный предмет только появляется. Также отсутствуют теоретические наработки, которые могли бы быть применены на практике в современных российских условиях. Одним из возможных путей решения данной проблемы является привлечение сторонних организаций, специализирующихся на разработке инвестиционных стратегий и рейтингов. Однако услуги таких организаций, как правило, довольно дороги.

Другая возможность заключается в привлечении специалистов местных крупных предприятий. Данный подход является более предпочтительным, так как способствует большему вовлечению местного бизнес-сообщества в решение задач продвижения города как места, благоприятного для ведения бизнеса. Разрабатывая инвестиционный рейтинг, необходимо досконально разобраться и проинвентаризировать все возможные ресурсы, которые находятся на ее территории. А в этом и видится сегодня главный смысл, потому что, не зная до конца, чем располагает муниципальное образование, трудно определиться и с тем, что надо сделать, чтобы заставить работать все ресурсы.

Рекомендуются следующие наиболее востребованные со стороны инвесторов структурные разделы инвестиционного рейтинга.

При наличии инвестиционного рейтинга, муниципальное образование заявляет о себе, как партнере для участия в инвестиционной деятельности.

Одновременно оказывается информационная поддержка местным предприятиям, имеющим инвестиционные проекты. Составление инвестиционного рейтинга региона предлагается строить на регулярной основе с целью обновления представляемой информации. Для выполнения данной задачи рекомендуется выполнить ряд действий.

Бюджет ХМАО в 2014 году вырос на 50%, в 2013 - на 27%. Вклад предприятий, построенных за последние 5-6 лет, в региональный валовой продукт составляет около 47%. Львиная доля этой «новой экономики» приходится на инновационные предприятия.

Предпосылкой для начала работ по привлечению инвестиций может явиться неэффективно используемая собственность промышленных предприятий в регионе.

Предлагаются следующие поэтапные мероприятия в рамках подготовки инвестиционного рейтинга.

По окончании составления кадастрового плана района проработаем вопрос создание территориально-производственных зон на территории, выделение земельного участка на праве аренды.

Другим важным элементом взаимодействия администрации и инвестора является карточка земельного участка, в которой указываются все существенные характеристики предлагаемого к инвестированию участка.

В составе администрации региона, административные и организационные функции по разработке и функционированию инвестиционного рейтинга предлагается возложить на Инвестиционный отдел. При составлении инвестиционного рейтинга региона предлагается придерживаться следующих, способствующих успеху, рекомендации.

Важной составной частью инвестиционного рейтинга регионального образования является детальное описание собственности (земельных участков, строений, оборудования), предлагаемых потенциальным инвесторам для освоения.

Должно быть отражена положительная инвестиционная история региона опыт успешного сотрудничества инвесторов и администрации региона и активное взаимодействие местной и региональной администрации в области инвестиций.

Необходимо представить информацию о реализации постановлений «О поддержке субъектов инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные инвестиционные проекты на территории региона» и «О региональной поддержке инвестиционной деятельности на территории».

Создание инвестиционного рейтинга региона требует организации системы сбора и анализа информации по социально-экономическому развитию, постоянного мониторинга бизнес-среды и инвестиционных предложений, а также создания информационной базы данных по имеющимся инвестиционным площадкам (объектам применения инвестиций).

Основная часть затрат (как временных, так и финансовых) приходится на создание информационной базы данных по региональной недвижимости.

Необходимо четко и ясно описать основные особенности объектов недвижимости, их границы и возможности по использованию в инвестиционных целях. Подготовке такой базы данных региональной недвижимости в значительной степени способствовали работы по составлению земельного кадастра.

Другую, значительно меньшую часть, составляют расходы на разработку, создание и подготовку печатного варианта инвестиционного рейтинга региона, подготовка его электронного варианта и размещение информации в Интернете.

Данная работа должна проводилась сотрудниками администрации в рамках их повседневной деятельности.

Сотрудники региона должны осуществлять мониторинг развития территории, систематизацию местной статистики с выделением необходимого набора данных социально-экономического развития, инвестиционной активности и инвентаризацию муниципальных ресурсов.

Проведение мониторинга развития региона, а также своевременное обновление его результатов, способствует повышению информированности существующих и потенциальных инвесторов о состоянии бизнес-среды в муниципальном образовании, что для них чрезвычайно важно, так как позволяет им предсказывать политику местной администрации на кратко - и среднесрочную перспективу.

Соответственно это повышает их уверенность в будущем и помогает планировать развитие бизнеса. Подготовка инвестиционного рейтинга позволяет проинвентаризировать все возможные ресурсы, которые находятся на ее территории, поскольку, не зная до конца, чем располагает муниципальное образование трудно определиться и с тем, что надо сделать, чтобы заставить работать все ресурсы.

Таким образом, органы местного самоуправления располагают реальными возможностями существенно влиять на инвестиционный климат территории.

И одним из важнейших направлений инвестиционной политики региона является маркетинг территории, то есть улучшение ее «инвестиционного имиджа» в глазах потенциальных инвесторов.

 Первый шаг маркетинга территории - создание информационного поля, необходимого инвесторам для принятия решений. Как показывает практика, наиболее эффективный инструмент в данном случае - инвестиционный рейтинг региона - комплексный информационный бюллетень, рассчитанный на конкретную аудиторию - потенциальных инвесторов.

Инвестиционный рейтинг, как элемент инвестиционной политики района, выполняет четко определенную задачу продвижения района на внешний (по отношению к муниципальному образованию) уровень - к потенциальным внешним инвесторам.

Основным результатом внедрения инвестиционного рейтинга является привлечение инвестиций в район, рост объемов производства и, как следствие, рост налогооблагаемой базы и отчислений в местный бюджет. Кроме того, предлагается представлять информацию о состоянии региональной инвестиционной привлекательности посредством создания специализированного информационно-аналитического ресурса, включающего данные обо всех без исключения регионе ХМАО.

Для чего предлагается создать Агентство инвестиций и развития ХМАО работе с инвесторами, которое помимо прочего будет координировать работу предлагаемого ресурса, а также формировать котировальные списки региона и размещать их на веб-сайте.

Этот процесс предлагается называть листингом региона, под которым понимается совокупность процедур по включению региона в список предпочтения инвесторов и осуществлению контроля за соответствием муниципальных образований установленным условиям и требованиям.

Таким образом, в рамках информационного обеспечения инвестиционной деятельности наиболее эффективными методами, способствующими привлечению инвестиций в муниципальное образование, являются инвестиционный сайт, инвестиционный рейтинг и листинг муниципальных образований.

 Успешное выполнение предложенных мероприятий значительно повысит инвестиционную привлекательность муниципальных образований ХМАО для инвесторов, подтвердит надежность их экономического состояния, усилит стабильность социально - экономической обстановки, послужит залогом привлечения дополнительных средств для инвестиционной деятельности на их территории.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика