Среда, 20.09.2017, 12:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Результаты констатирующего эксперимента особенностей связной речи старших дошкольников с ОНР

В ходе констатирующего эксперимента нами были обследованы на предмет формирования связной речи 20 детей в возрасте 6-7 лет, представляющих две группы: дети с ОНР и дети без речевой патологии.

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что дети с ОНР испытывают значительные трудности при пересказе и составлении разного рода рассказов и  выявили ряд особенностей формирования связной речи у детей с ОНР. Нами было отмечено, что дети с ОНР из всех обследуемых видов работ испытывали  наибольшие затруднения при составлении описательного рассказа. Этот вид рассказа оказался наиболее сложным и для детей контрольной группы. В данном задании дети затруднялись самостоятельно составить свое высказывание, последовательно передать признаки, характерные черты, отличительные особенности, начиная свой рассказ с основных и значимых признаков, более общих характеристик и заканчивая деталями.

Из всех предложенных видов работ меньше всего затруднений вызвал пересказ сказки. Показатели детей с ОНР хотя и отставали от показателей детей возрастной нормы, но все же были выше, чем при выполнении других работ. Дети возрастной нормы строили свои высказывания, максимально используя лексику первоисточника, чаще использовались сложные конструкции предложений, не допуская ошибок.

Составление рассказов по серии сюжетных картин, по сюжетной картинке также вызвало трудности у детей изучаемой категории. При наличии наглядности во многих высказываниях детей нарушалась логика изложения, искажался смысл повествования и целостность изложения.

С точки зрения точности семантической передачи, из всех рассматриваемых компонентов для детей с ОНР наиболее трудной оказалось соблюдение логической последовательности при построении высказывания во всех обследуемых видах работ. Кроме того, нарушалась структура высказывания. Дети с ОНР могли начать свое повествование с развязки событий, в результате чего были непонятны причинно-следственные конструкции высказывания. Адекватность изложения вызывало меньше затруднений, то есть рассказы детей соответствовали предложенной теме и лишь в некоторых случаях дети придумывали лишнее. Самостоятельная связная  речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли.

Анализ компонентов языкового оформления показал, что наименьшие показатели имеет полнота объема высказывания, что свидетельствует об ограниченности и скудности словарного запаса детей изучаемой категории. Также можно отметить, что конструкции предложения у детей с ОНР зачастую простые, нераспространенные, они практически не используют сложные предложения, их речь не развернута, допускаются аграмматизмы. Сравнивая показатели по всем компонентам рассмотрения языкового оформления между двумя обследуемыми группами, можно говорить о том, что дети с ОНР оформляют свои выказывания намного беднее, чем дети без речевой патологии.

В ходе нашего исследования было отмечено, что дети обеих обследуемых групп оформляют свои высказывания лучше, нежели передают смысл повествования.

Таким образом, в ходе исследования и анализа данных, полученных при обследовании детей, можно сделать вывод: уровень развития связной речи детей с ОНР значительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием, и имеет ряд особенностей, которые заключаются в невозможности точно и последовательно передать смысл излагаемого, оформить грамотно свое высказывание.

Данные экспериментального исследования указывают на то, что дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. В качестве такого средства мы использовали моделирование плана высказывания и получили более высокие результаты. 

Таким образом, проанализировав результаты констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что применение метода наглядного моделирования влияет на успешность составления связных речевых высказываний и помогает существенно снизить количество смысловых и языковых недостатков.

- Вам это пригодится:

- Психолого-педагогические особенности дошкольников с ОНР

 

Результаты констатирующего эксперимента особенностей связной речи старших дошкольников с ОНР
Поиск

Яндекс.Метрика