Четверг, 22.02.2018, 05:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Россия середины XVII в.

В начале XVII в. Россия пережила острый социально-политический кризис Смутного времени, преодоление которого растянулось на десятилетия. Оно было связано с политическими событиями (утверждение династии Романовых) и культурным обновлением, происходившим под сильным влиянием греко-ромейской традиции. 
Царская власть Московского государства долго была непрочной. Вопросы внутренней и внешней политики царь решал с помощью советников. Не был исключением и Алексей Михайлович (р. 1629, правил 1645 - 1676). 
В первое время царствования он находился под сильным влиянием своего воспитателя боярина Б.И. Морозова, фактически правившего государством. Политический кризис 1648 г. показал эфемерность правления бояр. Неспособность аристократии противостоять бунту народа привела к падению светских и возвышению духовных фаворитов, ревнителей благочестия, постепенно все больше влиявших на политику церкви. Одной из ярких фигур среди них был Никон, ставший Московским патриархом (1652 - 1658). 
Политическая жизнь в России после Смуты была тесно связана с культурной. Мировоззрение образованных людей эпохи сформировали печатные издания XVII в., ставшие проводником ромейского влияния (сегодня чаще называемого византийским). Его основными составляющими стали представление о преемственности власти Романовых и старомосковской династии, определившее ориентацию на старину, и убеждение во вселенской миссии русского царя. Причем по роду своей деятельности быстрее других слоев общества к книжной культуре приобщалось духовенство. Так главным источником знаний для Никона была Кормчая книга, содержащая свод церковных правил и постановления Вселенских соборов. Эти правила Патриарх использовал как руководство к действию. 
Защита православия обернулась стремлением распространить влияние Русской церкви на Малороссию. Этому способствовали внешнеполитические обстоятельства. Казаки под предводительством Б.М. Хмельницкого искали поддержки царя в борьбе с шляхтой. В 1645 г. в Москву Палеопатрский митрополит Феофан привез грамоту Константинопольского патриарха с изложением культурных преобразований по защите православного мира. Их гарантом должна была выступить Москва. Интересы московской и греческой Церквей совпали с интересами России, чья внешняя политика стремилась вернуть земли, отошедшие после Смуты к Речи Посполитой, и присоединить Малороссию и Белоруссию. 
Влияние Никона ускорило этот процесс. В 1648 г. он был рукоположен в Новгородские митрополиты и стал осуществлять идеи московского «кружка ревнителей благочестия» (царский духовник Стефан Вонифатьев и будущие враги Никона - Иоанн Неронов, Аввакум, Лазарь и др.), целью которого было восстановление более живого общения между паствой и пастырями. 
Ревнители выступали за организационную перестройку церкви, укрепление благочестия и нравственности, усиление авторитета духовенства. Этому должно было содействовать и упорядочение богослужения и исправление многовековых ошибок, накопившихся в русских богослужебных книгах (книги и служба в различных землях Руси отличались, как и от греческого богослужения, сохранившего старые традиции и реформированного в соответствии с современными тенденциями). 
Но причины расхождений восточной и Русской Церквей имели более глубокие корни. Восточная церковь знала два сильно отличных устава: Иерусалимский (V в.) и Студийский (Константинопольский). Русь восприняла из Византии Студийский устав (преобладал в X в. в момент принятия Русью христианства). В XII - XIII вв. в Византии утверждается Иерусалимский устав. Попытки следовать за изменениями в греческой церкви делались при митрополитах Фотии и Киприане, но обрядовая реформа не была завершена. 
После же завоевания Константинополя турками Москва стала считать себя хранительницей православия, продолжая жить по старым обрядам, записанным в богослужебных книгах и утвержденным решениями Церковных соборов. В XVII в. многочисленные расхождения русской и греческой Церквей касались вопросов, как креститься (двумя или тремя перстами), обходить священникам амвон («посолонь» - по солнцу, или против), писать Исус или Иисус, класть земные или поясные поклоны, петь аллилуйю два или три раза и т.д.
Часть «ревнителей» видела образец, по которому следовало править книги, в древних греческих и русских рукописях, а царь и Никон, ставший его другом и советником, взяли за образец современные им изданные в Венеции греческие и славянские требники как более доступные «справщикам» и отвечавшие идее унификации богослужения. 

- Курсовые работы на заказ

 

Поиск

Яндекс.Метрика