Сестринский процесс при ВИЧ - инфекции
Сестринский процесс включает в себя следующие 5 этапов:
обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента);
сестринская диагностика (определение и обозначение существующих и потенциальных проблем пациента, требующих сестринского вмешательства);
планирование (определение программы действий);
выполнение плана ухода (осуществление сестринских вмешательств);
оценка полученных результатов.
Каждый этап сестринского процесса тесно взаимосвязан с остальными и служит его основной задачей - помощи пациенту в решении его проблем со здоровьем.
Сестринское обследование
Первый этап - это сбор данных. Для того чтобы организовать индивидуальный, тщательно продуманный и научно - обоснованный уход за пациентом, медсестра должна ясно представлять себе кто ее пациент, в этом суть сестринского процесса. Субъективное обследование включает в себя: жалобы при поступлении; анамнез заболевания; анамнез жизни.
Объективные методы обследования проводятся при осмотре пациента, наблюдении за выражением и окраской его лица, дыханием, положением в постели, а также при измерении артериального давления, температуры, исследовании пульса, частоты дыхательных движений и др.
Осуществление этапов сестринского процесса можно рассмотреть на примере ситуационной задачи.
Мужчина 37 лет на момент поступления безработный. Госпитализирован в ГКИБ № 2 повторно с диагнозом ВИЧ-инфекция 3 С стадия (СПИД). Туберкулез внутрибрюшных лимфатических узлов и селезенки. Хронический вирусный гепатит С. Кандидоз ротовой полости.
Пациент поступил с жалобами на повышенную температуру, слабость, потливость, сухой кашель, пониженный аппетит, снижение веса на 19 кг. Также в последнее время отмечает сухость во рту, жжение, жажду. Болен с 1998 года, когда впервые был выявлен острый вирусный гепатит С и ВИЧ-инфекция. Состоит на учете по ВИЧ-инфекции в МОНИКИ. К врачу не обращался, не обследовался до 2008 года.
Объективно при поступлении: температура 39,50 С, общее состояние средней тяжести, А/Д 120/90 мм рт. ст., ЧДД 24 дыхательных движений в минуту, пульс 104 удара в минуту, кожные покровы бледные, влажные на ощупь. Живот спокойный, раздражений брюшины нет, язык обложен белым налетом. В сознании, контактен, не критичен к своему состоянию.
На первом этапе сестринского процесса, после сестринского обследования, медсестра отмечает:
сознание: в сознании, некритичен к своему состоянию;
со стороны кожи и слизистых: кожа бледная, горячая на ощупь, влажная;
дыхание: 24 в минуту, сухой кашель;
пульс: тахикардия, 104 удара в минуту, ритмичный;
А/Д в норме;
температура: лихорадка 39,5;
органы пищеварения: снижение аппетита; снижение веса на 19 кг;
осмотр полости рта: язык обложен белым налетом, пациент жалуется на жжение, сухость. Боль усиливается при приеме пищи;
сон: нарушен, просыпается из-за кашля, не высыпается;
общее состояние: слабость.
Очень важно в беседе с пациентом собрать дополнительную информацию, которая поможет медсестре выявить проблемы пациента. Для этого необходимо задать дополнительные вопросы.
Всю полученную информацию сестра вносит в сестринскую историю пациента по определенной схеме.
Сестринская диагностика
Большинство проблем, наблюдаемых у пациентов в терминальной стадии СПИД, хорошо известны медицинским сестрам, хотя лежащие в их основе причины могут быть разными, например, сестринский диагноз:
изменения в характере выведения шлаков из организма. Диарея, связанная с оппортунистическими инфекциями;
изменения температуры тела. Гипертермия, обусловленная ВИЧ или оппортунистическими инфекциями (лихорадка);
снижение массы тела;
изменения в характере питания: когда потребности организма в питании не удовлетворяются из-за тошноты и рвоты. Анорексия;
изменения в характере дыхательных функций, обусловленные гипоксемией нарушения газообмена (одышка);
кашель;
боль;
изменения в характере самообслуживания. Неспособность осуществлять уход за собой, обусловленная усталостью и слабостью;
нарушение сна;
нарушения физической целостности кожных покровов. Повреждения кожных покровов, связанные с неподвижностью пациента;
изменения в характере мыслительного процесса. Спутанность сознания, связанная с неврологическими изменениями или стрессом. Психологические, духовные, социальные проблемы;
дефицит самоухода;
проблемы адаптации, связанные с дефицитом самоухода;
социальная изоляция, снижение социального статуса;
отсутствие реальной и значимой социальной помощи;
изменения, относящиеся к смыслу жизни человека - чувство безнадежности, связанное с приближением смерти, депрессия;
страх за свою жизнь, связанный с недостатком знаний о своем заболевании.
Все сестринские проблемы делятся на: настоящие проблемы (то, что есть сейчас) и потенциальные (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного сестринского ухода). По важности: приоритетные и второстепенные.
На примере ситуационной задачи: настоящие проблемы: высокая температура, слабость, снижение аппетита, снижение веса, потенциальная проблема: есть риск падения из-за слабости. По представленной ситуационной задаче, учитывая нарушения в удовлетворении потребностей, сестринские диагнозы будут выглядеть так:
Пациент не может поддерживать нормальную температуру тела.
Лихорадка.
У пациента прогрессирующее снижение массы тела.
У пациента снижение аппетита из-за лихорадки и болей в ротовой полости.
Пациент жалуется на нарушение ночного сна из-за кашля. Говорит, что он не высыпается
Пациент не может поддерживать собственную безопасность из-за слабости. Есть риск падения.
Планирование
После постановки сестринского диагноза, выявленные проблемы следует классифицировать в соответствии с их важностью и актуальностью. Для каждой проблемы записываются цели, которые планируется достичь и составляется план ухода. Необходимо, чтобы эти цели можно было достичь на практике. Нужно также установить период времени для достижения поставленной цели. Это позволит в дальнейшем проводить оценку достигнутых успехов. Постановка целей необходима по двум причинам: дает направление для индивидуального сестринского вмешательства и используется для определения степени эффективности вмешательства.
Реализация
Все, что медсестра наметила сделать на бумаге, теперь она должна претворить в жизнь - с помощью технической медсестры или самостоятельно. Медсестра должна уметь практически реализовать намеченный план сестринского ухода. По вышеуказанной задаче должна выполнить следующие манипуляции:
измерение температуры тела;
измерение А/Д, ЧДД, пульса;
смена нательного и постельного белья тяжелобольному;
применение пузыря со льдом, грелок;
кормление тяжелобольного;
определение массы тела. Подсчет водного баланса;
техника в/в, в/м, п/к инъекций;
контроль качества продуктов; состояния тумбочек, холодильников;
раздача лекарственных препаратов;
дезинфекция предметов ухода;
обучение больного и родственников правилам самоухода и ухода.
Оценка
Необходимо провести оценку эффективности и качества сестринского ухода. В случае необходимости внести коррективы в уход за пациентом.
Пример оценки ухода по нашей ситуации: пациент сообщил, что состояние его несколько улучшилось, температура держится не выше 37,8, кашель уменьшился, пациент ночью высыпается. Цель достигнута.
- Курсовые работы на заказ |