Четверг, 25.04.2024, 08:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Сформированность различных типов связных высказываний у детей

Анализ данных констатирующего эксперимента позволил выявить сформированность связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи.

Для исследования уровней сформированности смыслового программирования и языкового оформления высказывания были подвергнуты психолингвистическому анализу тексты, полученные в ходе составления детьми различных видов рассказов (пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, описательный рассказ).

Количественные данные выполнения этих заданий складывались из среднего арифметического суммы баллов, полученных за семантическое и языковое оформление по каждому виду работ, и приводятся в таблице 1.                                                                                              

Таблица 1 -  Оценка сформированности различных типов связных высказываний  у детей контрольной и экспериментальных групп

Вид задания

Количество баллов

контрольная группа

ОНР

Пересказ

3,6

2

Рассказ по серии сюжетных картин

3,7

1,9

Рассказ по сюжетной картине

3,1

1,6

Описательный рассказ

2,8

1,4

Итого:

13,2

6,9

 

Из таблицы 1 видно, что для обеих групп обследуемых детей самым сложным по сравнению с другими видами работ оказалось задание на составление описательного рассказа. Это можно объяснить тем, что без готового речевого образца и конкретного плана, детям сложно удержать в памяти и заострить свое внимание на моментах, присущих именно рассказу-описанию, которые включают в себя порядок изложения материала (рассказ сначала об основных свойствах и признаках предмета, затем о менее значимых). Средний балл по описательным рассказам у детей без речевой патологии составил 2,8 балла, а у детей с ОНР 1,4 балла, что в 2 раза меньше, чем у детей с нормальным речевым развитием.

С большими трудностями столкнулись дети с ОНР при выполнении задания на составление рассказа по сюжетной картинке. Их рассказы отличались отсутствием четкости, последовательности изложения. Дети контрольной группы справились с данным заданием успешнее, хотя также наблюдались моменты нарушения связности повествования. Средний балл по рассказам по сюжетной картинке у детей с речевой патологией составил 1,6 балла, а у детей контрольной группы 3,1 балла, что в 1,8 раза больше, чем у детей с ОНР.

Затруднения дети с ОНР испытывали также и в рассказах по серии сюжетных картинок. Даже с учетом того, что было присутствие наглядной опоры в виде серии картинок, им было сложно последовательно, развернуто, грамотно составить рассказ. Дети контрольной группы справились с данным заданием успешно. Ситуация, изображенная на картинке, им близка и понятна и они с желанием и интересом выполняли задание. Средний балл по рассказам по серии картинок у детей с речевой патологией составил 1,9 балла, а у нормально развивающихся детей 3,7 балла, что в 1,9 раза больше, чем у детей с ОНР.

Более или менее благоприятную картину можно наблюдать в пересказах детей. В отличие от детей экспериментальной группы дошкольники с нормальным речевым развитием практически не испытывали затруднений при воспроизведении содержания прослушанного текста. Нужно отметить, что для обеих групп детей этот вид работ явился самым легким из предложенных заданий. Это можно объяснить подготовительной работой и наличием речевого образца. Но, тем не менее, детям с ОНР было сложно грамотно воспроизвести предложенную сказку. Средние показатели успешности пересказа у детей с ОНР составил 2 балла, а у детей без речевой патологии 3,6 балла, что в 1,8 раза превышает показатель детей изучаемой категории.

Результаты экспериментальных данных показали, что дети с ОНР выполнили задание на более низком уровне. Средний балл за выполнение заданий первой серии у детей с ОНР составил 1,7, что соответствует уровню ниже среднего, тогда как средний балл по заданиям у детей без речевой патологии составляет 3,3, что соответствует уровню выше среднего. Данные показатели говорят о наличии определенных трудностей, испытываемых детьми изучаемой категории при выполнении заданий на составление рассказов, а также - об особенностях у них формирования связной речи.

- Статьи, информация, новости

 

Сформированность различных типов связных высказываний у детей
Поиск