Система занятий по формированию исследовательских умений детей в курсе «Окружающий мир» на примере второго класса
Нами была составлена система занятий, которая носит экспериментальный характер. Работа проводилась по пособию Окружающий мир. Учебник для 2 класса: авторская программа Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова А.Н., курс «Окружающий мир».
Целью разработки и апробации данной экспериментальной системы занятий стало доказательство гипотезы о том, что использование на уроках практико-ориентированных заданий способствует развитию исследовательских умений и навыков младших школьников.
В качестве основы системы занятий были взяты практико-ориентированные задания.
В работе «Исследовательский метод в преподавании естествознания и его современное положение» (1923 г.) профессор Б.Е. Райков предложил логику проведения школьного исследования, начиная с наблюдения, затем построения ряда предположений, выбора гипотезы, проведения повторного опыта, проверки и подтверждения гипотезы. Д.С. Милль называл этот ход мысли «гипотетическим методом». Возможно, именно этим процессом мыслительной деятельности И. Ньютон пришел к теории тяготения, Ч. Дарвин – к эволюционной теории, Г. Мендель – к законам наследственности и т.д. Как справедливо отмечал Э.Мах, «нет наблюдения без мышления», при этом Г. Спенсер подчеркивал, что «умственный калибр человека вполне определяется его способностью делать обобщения».
Г. Армстронг, определяя важность практических занятий, писал:
«…они (школьники) научаются пользоваться весами, взвешивать и измерять, и не одни только предметы, но также поступки и слова, потому что все, что они делают, они должны делать точно. Измерения делаются везде, где только можно, и учащиеся на практике познают, насколько они необходимы для того, чтобы делать точные выводы. Измерения и взвешивания производятся настолько часто, что входят в привычку учащихся. Учащиеся приобретают навык к правильным наблюдениям; от них требуют аккуратности во всех делах, их приучают не тратить лишних материалов и быть бережливыми»
В качестве основных практико-ориентированных заданий были выбраны наблюдение, учебный эксперимент. Эти задания дополняют задания, направленные на развитие умений работать с источником информации, раскрываются практические аспекты работы с источником: поиск фактического материала для доказательства, поиск информации для выдвижения гипотезы и т.д.
Система занятий по предмету «Окружающий мир»
№ урока
Тема урока
Задачи по развитию исследовательских навыков
Умения и навыки
1.
Окружающий мир и наша планета
- развивать умение работать с графическим и текстовым материалом;
- развивать умения формулировать вопросы;
Уметь работать с географической картой и глобусом
2.
Дорога в космос
- развивать умение выделять главное в тексте, умения формулировать вопросы.
Работа с научно-познавательным текстом.
3.
Материки и части света
- развивать умение выделять главное в тексте, умения формулировать вопросы.
Работа с контурной картой Работа с физической картой полушарий и глобусом
4.
Мировой океан
- развивать умение строить гипотезы;
- развивать умение выделять значимые факты в тексте.
- развивать умение формулировать вопросы
Работа с контурной картой Работа с физической картой полушарий и глобусом
6.
Экскурсия в природу
- развивать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдения
Наблюдение
7.
Органы чувств. Зрение, слух, обоняние, вкус
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;
- развивать умение составлять алгоритм работы;
Наблюдение
8.
Осязание. Как сохранить здоровыми органы чувств?
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;
- развивать умение составлять алгоритм
Наблюдение
9.
Роль книги в познании мира
- формировать навыки работы с источники информации
Практическая работа
10.
Приборы, которые помогают изучать Окружающий мир.
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;
Практическая работа
11.
Средства информации.
Мы - исследователи
- формировать навыки работы с источники информации
Учебный эксперимент
12.
Вода и ее свойства
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;
- развивать умение составлять алгоритм работы
Учебный эксперимент
13.
Свойства веществ
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;
- развивать умение составлять алгоритм работы
Учебный эксперимент
14.
Экология и мы
- умение работать с текстом;
- умение формулировать вопросы и гипотезы;
Работа с текстом
15.
Солнечная система
-развивать умение выявлять аналогии;
- развивать умение строить гипотезы;
- развивать умение выделять значимые факты в тексте.
Работа с картами, текстом
16.
Звезды и созвездия.
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;
- развивать умение составлять алгоритм работы
Работа с картой
17.
Луна - спутник Земли. Почему происходят затмения.
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;
- умение доказывать предположения
Наблюдение
18.
Время. Календарь
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы
Работа с текстом, наблюдение
19.
Горизонт.
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы
Наблюдение
20.
Строение Земли
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;
- умение строить доказательство;
Работа с глобусом
21.
Четыре стороны света
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
Практическая работа «Ориентирование»
22.
Народная мудрость. Приметы
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;
- умение строить доказательство
Практическая работа «Ориентирование по компасу»
23.
Глобус и географическая карта – наши первые помощники
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;
- развивать умение составлять алгоритм работы
Работа с физической картой полушарий и глобусом
24.
Рельеф и ландшафт
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;
- умение моделировать
Моделирование ландшафта и рельефа Земли
25.
Рельеф и ландшафт родного края. Экскурсия в природу