Суббота, 27.07.2024, 10:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Система занятий по формированию исследовательских умений детей в курсе «Окружающий мир» на примере второго класса

Нами была составлена система занятий, которая носит экспериментальный характер. Работа проводилась по пособию Окружающий мир. Учебник для 2 класса: авторская программа Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова А.Н.,  курс «Окружающий мир».

Целью разработки и апробации данной экспериментальной системы занятий стало доказательство гипотезы о том, что использование на уроках практико-ориентированных заданий способствует развитию исследовательских умений и навыков младших школьников.

В качестве основы системы занятий были взяты практико-ориентированные задания.

В работе «Исследовательский метод в преподавании естествознания и его современное положение» (1923 г.) профессор Б.Е. Райков предложил логику проведения школьного исследования, начиная с наблюдения, затем построения ряда предположений, выбора гипотезы, проведения повторного опыта, проверки и подтверждения гипотезы. Д.С. Милль называл этот ход мысли «гипотетическим методом». Возможно, именно этим процессом мыслительной деятельности И. Ньютон пришел к теории тяготения, Ч. Дарвин – к эволюционной теории, Г. Мендель – к законам наследственности и т.д. Как справедливо отмечал Э.Мах, «нет наблюдения без мышления», при этом Г. Спенсер подчеркивал, что «умственный калибр человека вполне определяется его способностью делать обобщения».

Г. Армстронг, определяя важность практических занятий, писал:

«…они (школьники) научаются пользоваться весами, взвешивать и измерять, и не одни только предметы, но также поступки и слова, потому что все, что они делают, они должны делать точно. Измерения делаются везде, где только можно, и учащиеся на практике познают, насколько они необходимы для того, чтобы делать точные выводы. Измерения и взвешивания производятся настолько часто, что входят в привычку учащихся. Учащиеся приобретают навык к правильным наблюдениям; от них требуют аккуратности во всех делах, их приучают не тратить лишних материалов и быть бережливыми»

В качестве основных практико-ориентированных заданий были выбраны наблюдение, учебный эксперимент. Эти задания дополняют задания, направленные на развитие умений работать с источником информации, раскрываются практические аспекты работы с источником: поиск фактического материала для доказательства, поиск информации для выдвижения гипотезы и т.д.

Система занятий по предмету «Окружающий мир»

№ урока

Тема урока

Задачи по развитию исследовательских навыков

Умения и навыки

1.

Окружающий мир и наша планета

- развивать умение работать с графическим и текстовым материалом;

- развивать умения формулировать вопросы;

Уметь работать с географической картой и глобусом

2.

Дорога в космос

- развивать умение выделять главное в тексте, умения формулировать вопросы.

Работа с научно-познавательным текстом.

3.

Материки и части света

 

- развивать умение выделять главное в тексте, умения формулировать вопросы.

Работа с контурной картой Работа с физической картой полушарий и глобусом

4.

Мировой океан

- развивать умение строить гипотезы;

- развивать умение выделять значимые факты в тексте.

- развивать умение формулировать вопросы

Работа с контурной картой Работа с физической картой полушарий и глобусом

6.

Экскурсия в природу

 

- развивать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдения

Наблюдение

7.

Органы чувств. Зрение, слух, обоняние, вкус

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;

- развивать умение составлять алгоритм работы;

Наблюдение

8.

Осязание. Как сохранить здоровыми органы чувств?

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;

- развивать умение составлять алгоритм

Наблюдение

9.

Роль книги в познании мира

- формировать навыки работы с источники информации

Практическая работа

10.

Приборы, которые помогают изучать Окружающий мир.

 

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;

Практическая  работа

11.

Средства информации.

Мы - исследователи

- формировать навыки работы с источники информации

Учебный эксперимент

12.

Вода и ее свойства

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;

- развивать умение составлять алгоритм работы

 

Учебный эксперимент

13.

Свойства веществ

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;

- развивать умение составлять алгоритм работы

Учебный эксперимент

14.

Экология и мы

- умение работать с текстом;

- умение формулировать вопросы и гипотезы;

Работа с текстом

15.

Солнечная система

-развивать умение выявлять аналогии;

- развивать умение строить гипотезы;

- развивать умение выделять значимые факты в тексте.

Работа с картами, текстом

16.

Звезды и созвездия.

 

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;

- развивать умение составлять алгоритм работы

Работа с картой

17.

Луна - спутник Земли. Почему происходят затмения.

 

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;

- умение доказывать предположения

Наблюдение

18.

Время. Календарь

 

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы

Работа с текстом, наблюдение

19.

Горизонт.

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы

Наблюдение

20.

Строение Земли

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;

- умение строить доказательство;

Работа с глобусом

21.

Четыре стороны света

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Практическая работа «Ориентирование»

22.

Народная мудрость. Приметы

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;

- умение строить доказательство

Практическая работа «Ориентирование по компасу»

23.

Глобус и географическая карта – наши первые помощники

 

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;

- развивать умение составлять алгоритм работы

Работа с физической картой полушарий и глобусом

24.

Рельеф и ландшафт

 

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

- развивать умение формулировать вопросы и гипотезы;

- умение моделировать

Моделирование ландшафта и рельефа Земли

25.

Рельеф и ландшафт родного края. Экскурсия в природу

- умни наблюдать

Наблюдение

26.

Обобщающие задания

 

Подготовка проектов

 

- Курсовые работы на заказ

Система занятий по формированию исследовательских умений детей в курсе Окружающий мир
Поиск