|
Сказка как средство развития связной речи младших школьниковРазвитие связной речи на занятиях с младшими школьниками должно быть связано с применением сказок, так как никакой другой вид деятельности не сможет в такой же степени обеспечить комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Речь выполняет в жизни человека разные функции - общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и последовательный путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности невозможно без участия речи. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. В связи с этим, тему развития связной речи у младших школьников, можно считать актуальной, потому что именно благодаря связной речи ученик общается, рассуждает, высказывает свои мысли. Проблема развития речи занимает важное место в начальном образовании. Речь школьников бедна, маловыразительна. Ученикам сложно перевести внутреннюю речь во внешнюю. Существует много способов и методов по развитию связной речи, но на наш взгляд эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и связной речи ребенка является прием моделирования. Благодаря моделированию дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Особой популярностью у детей пользуется сказка. А с помощью сказки хорошо развивается речь, мышление, воображение. Ее красочность, образность привлекает внимание детей. Но для полноценного использования сказки на уроках недостаточно просто читать или слушать. Дети должны уметь сами составлять их, они подключают к этому такие психические процессы, как мышление и воображение, а вместе с мышлением развивается и связная речь детей. Проблема развития речи занимает важное место в начальном образовании. Речь школьников бедна, маловыразительна. Младшим школьникам сложно перевести внутреннюю речь во внешнюю. Формирование речи является важнейшим аспектом в развитии ребенка и ему нужно уделять особое внимание на каждом уроке. Существует множество методов, но на наш взгляд именно метод моделирование наиболее целесообразнее использовать для развития речи у младших школьников. Моделирование - это метод познания интересующих нас объектов через модели. Моделирование - это исследование объекта, при котором изучается не сам объект, а вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с этим объектом, способная замещать его в определенном отношении и дающая информацию о самом моделируемом объекте. Т.к. в младшем школьном возрасте детям интересна сказка, то именно через нее целесообразнее развивать речь. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Между исследователем и объектом познания стоит модель. Ребенок действует с моделями сначала под руководством и с помощью учителя, а затем строит модели самостоятельно. Модель выполняет эвристическую функцию выделения всех общих характеристик изучаемых объектов. Если наглядность позволяет представить только внешние стороны объекта, то моделирование служит средством целостного отражения отдельного и общего, чувственного и логического, внешнего и внутреннего. Обучение моделированию учащихся приводит к повышению эффективности обучения и общеразвивающему эффекту. В настоящее время усиливается внимание к литературному образованию младших школьников, к художественному и творческому развитию личности ребёнка, к развитию связной речи. Особое внимание уделяется развитию связной речи как комплексной познавательной и коммуникативной способности младших школьников. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка. |
![]() |