Пятница, 26.04.2024, 03:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Содержание эмоционально-волевой сферы подростков

Значительные социокультурные изменения, происшедшие в нашей стране в последние десятилетия, повлияли на характер социальной ситуации развития детей разных возрастов, и подростковый возраст не является здесь исключением - ученики подросткового возраста находятся в эпицентре внимания современных педагогов и психологов.

Модернизация системы общего образования, основанная на внедрении Федерального образовательного стандарта, предполагает активную роль всех участников образовательного процесса в развитии личности учащихся. Актуальной задачей национальной системы образования является забота о психологическом здоровье учащихся. В частности, стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №413 от 17.05.2012 г.) среди пятнадцати личностных результатов освоения основной образовательной программы определяет следующий: «бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь».

Термин «психологическое здоровье личности», введенный в научный лексикон И.В. Дубровиной для конкретизации основной цели психологической службы образования - «максимальное содействие психическому и личностному развитию детей и школьников» - предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов, его отношению к людям и окружающему миру.

Глубокий анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме психологического здоровья выполнен В.Э. Пахальяном, который определяет психологическое здоровье как динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), позволяющее человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе. В.В. Зацепин и В.Э. Пахальян показали, что психологическое здоровье ребенка во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и ее ближайшим взрослым окружением. Причем эти взаимоотношения становятся источником отношения самих школьников к своему здоровью.

Теоретическое обобщение работ, рассматривающих особенности взаимодействия учащихся с учетом особенностей образовательных сред позволило нам выделить два значимых параметра эмоционально-аффективной сферы личности подростков: влияние среды на личность и отношение личности к среде. При этом условия среды оказывают влияние на личность и могут приводить к отклонениям в ее развитии при соединении (и усилении) отдельных отрицательных воздействий среды. В то же время, адаптируясь к средовым условиям, личность сама влияет на среду, - формируется субъектное отношение к среде. Указанные параметры характеризуют эмоционально-аффективную сферу личности подростков и, согласно И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, В.Э. Пахальяну, характеризуют психологическое здоровье подростков.

Реализуя принятую нами теоретическую схему, мы уточняем, что при исследовании эмоционально-аффективной сферы личности подростков необходимо изучить два значимых параметра: «влияние среды на личность» и «отношение личности к среде». Как минимум, эти параметры позволяют оценить включение подростка в образовательный процесс.

В свою очередь, выделенные параметры эмоционально-аффективной сферы личности подростков включают такие показатели, как самоотношение, тревожность, страхи и степень фрустрации, составляющие эмоционально-личностное благополучие подростков (первый параметр) и особенности эмоционального отношения к учению, а также уровень личностной адаптации (второй параметр).

Таким образом, теоретическая схема представляет критерии оценки эмоционально-аффективной сферы личности подростков, которые в свою очередь могут быть рассмотрены как критерии оценки их психологического здоровья.

Ведущей деятельностью младшего подростка является учебная деятельность. Основными новообразованиями младшего подросткового возраста считаются развитие словесно-логического мышления и произвольности. Однако, опираясь на понятие нормы психического развития, можно довольно часто наблюдать проблемы с развитием основных новообразований у учащихся этого возрастного периода. Изучая различные проблемы в учебной деятельности у детей, влияющие на их успешность, мы предположили, что на актуализацию интеллектуальных способностей могут влиять эмоциональные блоки, внутренние зажимы, возможный негативный прошлый опыт, который тормозит как развитие личности, так и реализацию интеллектуального потенциала. Подобные проблемы могут затем влиять как на адаптацию школьников при переходе из начальной школы в среднюю, так и быть её причиной. Таким образом, воздействуя на эмоционально-волевую сферу, мы можем влиять и на интеллектуальные показатели. Появление новой потребности, обуславливающей дальнейшее развитие ребѐнка, происходит, когда пройдены все стадии развития предыдущего этапа. Естественная смена ведущей деятельности происходит, когда предыдущий её тип уже не оказывает развивающего воздействия. Следовательно, полностью перейти на следующую ступень развития в изучаемом возрасте возможно только при достаточном уровне мотивационно-потребностной, волевой и интеллектуальной сферы. Помочь в этом учащимся можно с помощью направленной коррекционно-развивающей работы для воздействия на эмоционально-волевую сферу.

Остановимся кратко на значении рефлексии в изучаемом возрастном периоде. Мышление невозможно без способности человека вставать на позицию другого человека, принимать его точку зрения. Мышление предполагает умение видеть ситуацию даже с противоположной точки зрения. Самостоятельность, самокритичность мышления представляют собой возможность встать на позицию оценки своих собственных действий. Развитие подобных качеств мышления связано с развитием личности и невозможно без рефлексии. Способность к рефлексии напрямую связана с развитием мышления ребѐнка, т.к. включает такие функции мышления, как анализ, синтез, абстракцию и т.д. Опираясь в своих исследованиях на зону ближайшего развития новой способности, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их сотрудники показали, что способность к рефлексии может стать среднестатистической нормой младшего школьного возраста, если в начальной школе соответствующим образом организовать ведущую деятельность. Анализируя этапы решения ребѐнком задачи, А.З. Зак выделяет рефлексию как «мыслительное действие, связанное с обращением ребѐнка к собственным действиям» в процессе решения. Рефлексию выделяют либо как отдельный процесс «самонаблюдения, самопознания», либо как часть мыслительной операции при решении задачи, не уделяя внимания тому, что рефлексия может являться одним из связующих звеньев между эмоциональной и интеллектуальной сферой человека. Связь когнитивного (рефлексия) и эмоционального компонентов взаимопонимания в общении существует, например, в феномене эмпатии. Обращѐнность к своему опыту, к своим внутренним действиям происходит при решении математической задачи, либо житейской проблемы, межличностных взаимоотношений или внутренних проблем. При этом рефлексия участвует и в анализе информации на разных стадиях принятия волевого решения и проявляется в осознанности при организации эмоциональной информации. Именно осознанность в организации своего эмоционального опыта представляется нам важной ступенью в развитии личности. Известно, что именно бессознательно протекающие эмоционально негативные процессы создают блоки «негативного прошлого опыта» и препятствуют развитию личности. Осознанность своего эмоционального опыта возрастает в кризисные периоды. К.Н. Поливанова выделяет три фазы процесса построения образа взрослости в предподростковом кризисе: предкритическую, критическую, посткритическую. Она выделяет рефлексию в виде одной из заключительных фаз именно в критической фазе (мифологизация, конфликт, рефлексия).

Осознание и предъявление миру своего Я наполнено аффективной значимостью и смыслом уже для младшего подростка. Поэтому рефлексия проводится на эмоционально значимом для данного возраста материале - человеческих взаимоотношениях и эмоциях, возможностях решения межличностных проблем, а также выведения страхов, негативных эмоциональных переживаний. Мы считаем, что развитая рефлексия может помочь ребёнку справиться как с проблемами в личном выборе, так и сгладить возможные трудности в самоутверждении себя как личности, которое не всегда может носить социально приемлемые формы. Развивая способность к рефлексии на эмоционально-значимом материале, мы можем влиять на развитие личности, актуализацию и развитие интеллектуального потенциала ребёнка. Сензитивность изучаемого возраста к развитию рефлексии и эмоциональной коррекции позволяет сделать вывод о необходимости именно в данный возрастной период вести работу в этом направлении.

Учитывая особенности данного возраста (конец начальной школы связывают с окончанием формирования словесно-логического мышления; в пределах 11-12 лет происходит кризис полового созревания, а любой кризис связан с аффектом; в дальнейшем идёт смена ведущей деятельности со своими новообразованием - общением; переход из начальной школы в среднюю связан с адаптацией к новым условиям), возрастает значение изучения интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в этот период. Рассмотрим особенности эмоционально-волевого состояния подростков в младшем подростковом возрасте и старшем подростковом возрасте

Особенности эмоций в младшем подростковом возрасте.

Резкие перепады настроения и эмоций. Эмоции меняются от безудержного веселья до выраженного уныния. Противоположные эмоции сменяют друг друга безо всякой видимой причины. Известный подростковый психиатр А.Е. Личко писал об этих состояниях так: «Чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешно-сти, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием» (1983). Подросток уже не может относить себя к миру детства и, в то же время, еще не относится к взрослым. Подросток, находясь между этими двумя мирами, выражает свои эмоции в одних и тех же ситуациях совершенно по-разному.

Сосредоточенность на собственном «я». В этот период подростки полностью поглощены рассуждениями о себе, о том, что о них думают окружающие. Как результат, они преданны без остатка друзьям, т.к. им небезразлично то, как их оценят сверстники - как преданных, справедливых, храбрых, умеющих справиться с любой трудной ситуацией, или как несостоятельных во всем и трусливых. Наиболее характерно именно для этого возраста понятие «взять на слабо». Вместе с тем, в этом возрасте характерно резкое «сжигание мостов» - внезапного обрыва дружеских связей в случае конфликтов с друзьями или представителями противоположного пола с последующим пребыванием в «грустном одиночестве». Подростки отличаются повышенной ранимостью и чувствительностью ко всему, что к ним относится, хотя в тоже время весьма категоричны, иногда даже бесцеремонны и грубы по отношению к окружающим.

Склонность к снижению настроения и депрессиям. Повышенная самоуверенность и недооценка собственных сил часто ведет к тому, что подросток терпит фиаско или выполняет взятое на себя обязательство хуже, чем он себе представлял. Такие ситуации больно бьют по самолюбию подростка. В случае, когда в подобных ситуациях подросток не получает поддержки от значимых взрослых, выслушивает многочисленные критические замечания либо получает реакцию «ну что? а ведь тебя предупреждали!», происходит еще большее осознание своей неполноценности, которая переживается крайне тяжело. В таких случаях нередки случаи развития подростковой депрессии. Классическая картина депрессивного расстройства, которая встречается у взрослых, у подростка может протекать в особой форме. Называется эта форма «делинквентный эквивалент депрессии». В этих случаях подросток неожиданно для близких меняется на глазах - из послушного, привычного ребенка превращается в выраженного хулигана, который начинает встречаться с сомнительными компаниями, совершать противоправные действия, употреблять алкогольные напитки, курить, экспериментировать с приемом наркотических веществ, может вступать в беспорядочные половые связи. Весь стиль поведения носит саморазрушительный характер, вплоть до суицидных попыток или нанесения самоповреждений (прижигание кожи рук сигаретами, нанесение порезов на запястье и т.п.). Диагноз подростковой депрессии поможет поставить подростковый психолог или психотерапевт.

Критика к окружающим и к себе. Поскольку в данный возрастной период внешность подростка очень быстро меняется по мере полового созревания и быстрого роста, дети (особенно девочки) становятся угловатыми, на коже появляются подростковые прыщи, происходит ломка голоса у мальчиков. Изменение своей внешности подростки воспринимают весьма болезненно. Поэтому любое критическое замечание, насмешки в адрес неловкого поведения, сорвавшегося в неподходящий момент голоса или внешнего вида, накладываясь на заниженную самооценку и подростковую ранимость, могут вызвать бурную эмоциональную реакцию. Эмоциональная реакция может проявиться в виде дерзости, грубости, громких высказываний со слезами, либо в виде чувства обиды, тоски и уныния с последующей замкнутостью.

Не менее чувствительно подростки относятся к своему внутреннему, полному тайн, миру. В моей практике встречались родители, которые, к сожалению, позволяли себе читать дневники или интернет-переписку на Интернет-сайтах с последующими критическими комментариями в адрес подростка. Такое грубое, бестактное вторжение в личное пространство формирующейся личности всегда оставляет глубокий, болезненный след в душе подрастающего ребенка. В лучшем случае в ответ на такую бесцеремонность подросток будет огрызаться и выдаст бурную аффективную реакцию. Если ребенок знает заранее, что такая реакция вызовет еще большие сложности в отношениях с родителями, когда ребенок оказывается в ситуации, в которой выказать свою обиду выходит «себе дороже», то нарастающее внутреннее напряжение может вызвать нервный срыв. Такой «срыв» может проявиться в виде развития депрессии (возможны суицидные попытки - «ведь выхода нет»), тревожно-фобического расстройства или психосоматического заболевания.

Формирующаяся сексуальность и эротические мысли оказывают влияние на поведение и эмоции подростка. Подросток с одной стороны может стесняться этих мыслей, с другой стороны он не может им сопротивляться. Сексуальные побуждения иногда мешают сосредоточиться на занятиях в школе или других, не относящихся к сексуальной сфере, явлениях. У подростка-мальчика, стоящего в школе у доски может от волнения возникнуть эрекция, что усугубляет его тревогу и невозможность сосредоточиться. Такие переживания подросток всячески старается скрыть от значимых взрослых и попытка жесткого контроля или насмешки в данном направлении глубоко ранят ребенка. Формирующаяся сексуально-эротическая сфера у подростка - это еще один фактор, усиливающий критическое отношение по отношению к самому себе и снижению самооценки.

Вместе с тем, подросток с высоким уровнем критики к себе и низкой самооценкой в результате описанных явлений, демонстрирует высочайший уровень критики по отношению к взрослым. Любые действия, разговоры между членами семьи, а особенно промахи, бесцеремонно и жестко критикуются подростком. Наиболее частая тема критических замечаний подростка в сторону родителей и учителей - несправедливость, неправильность поступков и сказанных слов. Все это сопоставляется со своим поведением. Подросток, выделяя себя в своих рассуждениях как человека поступающего и рассуждающего более правильно, делает попытки поднять себя в своих собственных глазах и глазах окружающих. Конечно же, данный способ поднятия собственной самооценки - незрелый, свойственный этому возрасту. Главное - понимать в общении с подростком причину этого явления и вести рядом с ребенком себя по-взрослому - с уважением, не делая грубых попыток «опустить с небес на землю». Чем уважительнее Вы будете относиться к своему подрастающему ребенку, тем меньше он будет демонстрировать столь критичное отношение к окружающим.

Формирование эмоциональной зрелости в отношениях с родителями. Самооценка подростка находится в прямой зависимости от того, насколько родители готовы к самостоятельности ребенка и способности принимать им решения, и насколько родители готовы поддерживать инициативность своего ребенка. Эмоциональная зрелость формируется у подростка с одной стороны рядом с любящими и уважающими его родителями, а с другой - избыток эмоциональных проявлений по отношению к подрастающему ребенку затрудняет формирование у него независимости и порождает повышенную потребность к опеке и поддержке. Недостаток эмоциональной поддержки может привести к поиску ее «на стороне».

Некоторые родители, например, несчастливые в браке, нередко обращаются за эмоциональной поддержкой к своим детям. В этом случае подросток невольно начинает исполнять роль родителя или опекуна и формирует излишнюю зависимость в системе «родитель-ребенок», что в последующем может привести к затруднениям в «отрыве» от родительской семьи и несении излишней ответственности за судьбу «несчастливого» родителя. Во всех случаях необходим поиск «золотой середины» для формирования гармоничной, самостоятельной личности с адекватной самооценкой.

Явление эмансипации проявляется у подростка в стремлении освободиться от зависимости от родителей, как эмоционально, так и в поведении. Правильное формирование независимости и самостоятельности происходит с одновременным осознанием ответственности за свои поступки и решения.

Особенности эмоций в старшем подростковом возрасте.

При переходе от младшего подросткового возраста к юношеству уменьшается эмоциональная напряженность. Появляется потребность выделиться среди сверстников - внешностью, манерами поведения, своими знаниями, умениями, хобби. Вместе с тем появляется серьезный интерес к собственной личности во всех ее проявлениях, появляются рассуждения на темы смысла жизни и устройства своего будущего. Подросток старшего возраста уже может больше контролировать свои эмоции и поведение. В то же время сохраняются еще многие черты, свойственные предыдущему периоду - внутренние колебания настроения, неуверенность в себе, критичное отношение к окружающим. Усиливается сосредоточенность на своем внутреннем мире, растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность и потребность в уединении.

Интенсивность эмоций и повышенная чувствительность к событиям. Юношество характеризуют повышенная чувствительность к происходящим событиям, яркие, пылкие эмоции, склонность обобщать переживаемые события: «если плохо в данный момент, то все плохо вообще», «если хорошо сейчас, то мир прекрасен всегда и во всем» и т.п. Подростку старшего возраста свойственно часто ощущать чувство одиночества только потому, что в какой-то момент он был обойден вниманием, или у него появилось ощущение, что его отвергли или не поддержали. Глубокие переживания, которые испытывает подросток в этот период, формирует эмоциональность, с которой он пойдет по жизни в дальнейшем.

Дружба и любовь в юношеском возрасте. Дружба в юношестве приобретает глубокий смысл. Дружба со сверстниками одного пола способствует обмену информации об отношении к различным явлениям и способствует пониманию сложных личностных чувств. Например, подростки одного пола в дружбе могут доверительно рассказывать друг другу об испытываемых чувствах к представителям противоположного пола. В это же время формируется развитие половой идентичности и чувство принадлежности к мужскому или женскому полу под влиянием биологических, социальных и культуральных факторов. В этом возрасте подросткам характерно идеализировать своих друзей, «придумывая и приписывая» им качества, которые бы они хотели в своих друзьях видеть.

Вслед за дружбой, как со сверстниками противоположного пола, так и со сверстниками своего пола, приходит влюбленность. Юношеская любовь отличается яркими эмоциями, появлением символов взрослости - в отношениях появляются ухаживания, обмен знаками внимания, романтические отношения. У юношей влюбленность и сексуальное влечение не всегда проявляются по отношению к одному и тому же объекту. Юношеская влюбленность характеризуется больше трепетным, бережным отношением, собственные фантазии по отношению к объекту влюбленности не всегда реализуются.

Потеря друга или возлюбленного (возлюбленной) переживается как трагедия и оставляет глубокий след и воспоминания в душе формирующейся личности. Тем не менее, взлеты и падения необходимы в жизни каждого подростка для формирования личного опыта и дальнейшей устойчивости к жизненным потрясениям.

- Курсовые работы на заказ

Содержание эмоционально-волевой сферы подростков
Поиск