Суббота, 20.04.2024, 07:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Состояние игровой деятельности в опытной группе и семьях воспитанников

Задачи опытно-педагогической работы:

  1. дать анализ предметно-развивающей среды исследуемой группы;
  2. подобрать методы для изучения отношения взрослых к игровой деятельности ребенка;
  3. провести первичную диагностику уровня развития игровой деятельности детей средней группы;
  4. разработать программу взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в формировании игровой деятельности детей;
  5. провести вторичную диагностику уровня развития игровой деятельности детей средней группы;
  6. провести математическую статистику;
  7. сделать соответствующие выводы.

В опытно-педагогической работе принимали участие 20 детей средней группы № 4 ГБОУ детского сада № 1434 Округа СВАО г. Москвы. А так же 15 родителей и 5 педагогов, из которых 2 воспитателя средней группы № 11, музыкальный руководитель, физкультурный работник, руководитель художественной деятельности.

Организация исследования проходила в 6 основных этапов.

На первом этапе был осуществлен анализ психологической литературы по поставленной проблеме и пoдoбраны необходимые методы и методика, соответствующие возрасту детей.

 На вторoм этапе была проведена методика по выявлению уровня развития игровой деятельности детей («Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Р.Р. Калининой).

На третьем этапе была разработана и проведена программа по взаимодействию педагогов детского сада и родителей по формированию игровых навыков детей.

На четвертом этапе, после реализации предложенной программы, была проведена повторная диагностика.

Пятый этап работы заключался в интерпретации полученных результатов диагностики.

 На шестом этапе были сделаны соответствующие выводы.

Данные по результатам проведения методик заносились в таблицы.

Для анализа состояния игровой деятельности в экспериментальной группе необходимо:

- рассмотреть образовательную программу, по которой занимаются дети и календарно-тематическое планирование;

- описать игровую среду группы;

- понаблюдать за играми детей во время свободной деятельности;

- побеседовать с родителями о том, как проходит игровая деятельность ребенка дома.

Данный детский сад работает по «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования (общеразвивающей направленности) программе «Детство». В программе «Детство» говорится о том, что в среднем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие и обогащение игр. Этому способствуют накопленный в предыдущие годы игровой опыт и новые возможности ребенка.

Задачей воспитателя будет являться способствование к обогащению самостоятельного игрового опыта детей. Необходимо решать эту задачу в трех планах: во-первых, способствовать развитию всех компонентов детской игры (обогащению арсенала игровых действий, сюжетов, тематики игр, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях); во-вторых, создавать содержательную основу для развития игровой деятельности, а именно: обогащать представления детей о мире, расширять круг их интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей, развивать воображение и творчество; в-третьих, воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Игровой опыт каждого ребенка становится предметом осмысления педагога. Он задает себе вопросы: почему ребенок играет постоянно в одни и те же игры? Почему его игровые действия мало прогрессируют и сохраняют рисунок, свойственный малышам? Почему ребенок всегда находится «в тени игры» и выполняет только второстепенные роли или просто наблюдает за играми других? Ответы на эти вопросы помогают воспитателю найти правильную тактику подхода к детям.

Наблюдая за играми детей, воспитатель помнит особенности ребенка средней группы: он, как и младший дошкольник, любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с энтузиазмом и увлечением, не надо побуждать детей к новой игре. Пусть они насладятся знакомым сюжетом в полной мере. Если же в игре наблюдается снижение эмоционального фона, речевой активности, игра быстро сворачивается, - это сигнал о необходимости дальнейшего развития игровых интересов и воображения.

Ребенок среднего дошкольного возраста придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы.

В программе «Детство» предусмотрены такие виды игр, как творческие, к которым относятся строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые, имитационные, театрализованные игры. Выделены дидактические, подвижные игры.

В своей работе мы большее внимание уделяем сюжетно-ролевым играм, так как именно этот вид игры продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет. Ребенок с увлечением готов выстраивать сюжеты, готов стремиться к проигрыванию самых разнообразных ролей, готов становиться более инициативным.

На основе опроса родителей и наблюдений воспитателей и педагогов дополнительного образования в исследуемой группе № 4 выяснилось, что не все дети умеют до начала игры определять тему, сюжет, распределять роли, им необходима помощь взрослого. Не все дети умеют назвать игру, в которую играют, словесно обозначить выполняемую роль и роли других играющих. Не все дети умеют согласовывать игровые действия с принятой ролью. Использовать различные предметы-заместители, а также осуществлять воображаемые действия и принимать воображаемые игровые действия других играющих («Как будто мы уже покормили кукол и теперь будем одевать их на прогулку»). Многим не приходит в голову по собственной инициативе использовать в играх ряженье, маски, музыкальные игрушки (бубен, металлофон, дудочки-свистульки).

Но в совместной игре с воспитателем дети охотно включаются в разные ролевые диалоги. Мало кто из детей может изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, меняться ролями с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой позицией (диалоги по телефону в разных ролях - мамы, папы, бабушки, детей). Переносить игровой опыт в самостоятельные игры со сверстниками.

Несколько детей (Егор К., Катя К., Женя С., Васелина Я.) в творческих имитационных играх мимикой, жестами, движениями могут передавать разное эмоциональное состояние персонажей (песик заблудился, испугался, но его нашли медвежата, приласкали, отвели домой, и все радуются). Не все дети в группе могут передавать в жестах и движениях физические особенности персонажей («Летят большие птицы и маленькие птички, идет по снегу большой медведь и маленькая обезьянка»). В играх на темы литературных произведений лишь один ребенок из 20 стремился выразительно передавать особенности движений, голоса, эмоциональные состояния (Арина Ш.).

Некоторые ребята умеют создавать игровую обстановку (устраивать комнату для кукол, обстановку магазина, парикмахерской, кабинета врача, гаража и тому подобное). Проявлять в играх добрые чувства по отношению к сверстникам и игрушкам, интерес к общему замыслу, действовать согласованно (Ренат Д., Маша Л., Васелина Я., Арина Ш., Даниил К., Алеша Г., Юра Л.).

Многие дети (Васелина Я., Арина Ш., Даниил К., Алеша Г., Юра Л.) охотно отвечают на вопросы по поводу игры, типа: «В какую игру ты играешь?»; «Что ты делаешь?»; «Какие игрушки тебе нужны в этой игре?»; «Какие игры ты любишь?»; «Какая самая любимая игра, игрушка?»; «С кем ты любишь вместе играть?».

Вступать в ролевой диалог, отвечать на вопросы и задавать их соответственно принятой роли могут лишь небольшое количество детей (Васелина Я., Арина Ш., Даниил К., Ира У., Катя К.) . Играя индивидуально, некоторые дети не могут вести негромкий диалог с игрушками, комментировать их «действия», говорить разными голосами за разные игрушки (Ира У., Наташа А., Ева Е., Савва П.).

Некоторые дети смогли перечислить несколько знакомых игровых сюжетов, хороводных и подвижных игр. Знают несколько считалок, и могут использовать их в играх (Ира У., Катя К., Даша М., Савва П., Васелина Я., Арина Ш., Даниил К., Алеша Г.).

Согласно наблюдениям, большинство детей тяготеют к однообразным элементарным игровым сюжетам, например: мама, папа укладывают дочку спать, кормят ее, ходят на работу. Затрудняются самостоятельно придумать новый вариант сюжета или новую роль, игровые действия (Ева Е., Наташа А., Рома П., Костя Р.).

Несколько детей способны воспроизводить разные сюжеты (Васелина Я., Арина Ш., Алеша Г.). И лишь один ребенок проявляет творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета (Даниил К.).

Необходимо отметить, что в группе №4 есть необходимые атрибуты для развития различных сюжетно-ролевых, театрализованных игр. Имеются настольные развивающие игры: «Логика», «Чей домик», «Найди пару», «Чей малыш», «Собери картинку», «Мозаика». Дидактические и подвижные игры проводятся также в соответствии с реализуемой программой.

Согласно нашим наблюдениям дети предпочитают сюжетно-ролевые игры, такие как «Куклы», «Семья», мальчики катают машины, воображая себя гонщиками.

Для игр дети объединяются в подгруппы: 1) Рома П., Наташа А., Ира У., Савва П., Даша М. во главе с Даниилом К. 2) Алеша Г., Костя Р., Ваня Д. Остальные по парам (Ева Е. и Васелина Я.; Ренат Д. и Женя С..; Катя К. и Оля Л.; Маша Л. и Арина Ш., Юра Л. и Вова Т.). Егор К. чаще всего играет один, он очень любит собирать самолеты, ракеты и другие виды транспорта из конструктора «Лего», после того как соберет свою модель, он присоединяется к подгруппе Даниила К. Такие подгруппы устойчивы. То есть, каждый день при игре дети распределяются именно в таком порядке. Но в то же время, подгруппы кратковременны, ведь дети то и дело перераспределяются.

Сговор на игру происходит следующим образом. Вначале Даниил предлагает поиграть в «Семью» и начинает распределять роли, если кто-то не согласен или возникает спор, применяется считалочка или совет воспитателя. Эти дети играют в кукольном уголке и ходят по всей группе, так как параллельно играют и в «Магазин», и в «Детский сад», и в «Автобус», и в «Больницу».

Трое мальчиков в другом игровом уголке на полу всегда играют в машинки (Алеша Г., Костя Р., Ваня Д.). Они изо дня в день повторяют одно и тоже действие: просто катают машинки и, создавая для них преграды, преодолевают их. Эти дети играют в Молнию Маквина (по мотивам мультфильма «Тачки»). Остальные дети образуют пары по интересам, они играют за столами в бумажные куклы, игрушечных животных, кубики. Егор К. постоянно что-нибудь строит из конструктора «Лего». Когда его фигуры готовы, он подходит к воспитателю и показывает: «Смотрите, какой я сделал самолет». Воспитатель подсказывает ему игровое действие: «Ты, наверное, прилетел за «папой»? Вы полетите за очень редким лекарством для собачки Стелы, которая серьезно больна?» и тому подобное.

Наиболее устойчивой является группировка из 5 детей, в основном, благодаря Даниилу, обладающему лидерскими качествами, он постоянно придумывает что-то новое. Дети, которые играют по двое, иногда теряют интерес к своей игре и присоединяются к ним. Но бывает и так, что возникает конфликтная ситуация и ребенок отсоединяется от группировки Даниила и садиться за стол для собственной игры, чаще всего это «Пазлы». Детям очень нравиться собирать картинки.

Конфликты в образовавшихся подгруппах происходят из-за нежелания подчиняться, или из-за того, что не могут поделить роль или атрибут. В таких случаях всегда вмешивается воспитатель. Он наблюдает за играми детей, присоединяясь то к одной подгруппе, то к другой, старается сгладить все конфликты, подсказывает игровое действие (иногда наводящими вопросами, иногда сам включается в игру).

Все это говорит о том, что игровую деятельность ребенка необходимо формировать взрослому.

В детском саду № 1434 ведется следующая работа по направлению формирования игровой деятельности детей:

- в методическом кабинете предлагается такая литература как «Развитие игровой деятельности» Губановой Н.Ф., «Первые сюжетные игры малышей» Зворыгиной Е.В., «Технология формирования игровой деятельности» Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А. и многие другие методические пособия.

На педсоветах методист предлагает одному из воспитателей поделиться опытом по формированию игровой деятельности детей.

В исследуемой группе оформлена памятка для родителей, так же в группе имеются различные игровые наборы, учитывающие возраст детей. Это и куклы разных размеров, разного пола, разных «профессий», и наборы мебели, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта, и домашние и дикие животные. Имеется так же разнообразный строительный материал, так как дети не только создают постройки, но и используют крупный строительный материал для игровой планировки. В группе есть запас дополнительного игрового материала: коробок, бечевок, катушек, палочек, лоскутков. Все это находит применение в игре и способствует развитию игровых замыслов и творчества. Имеется театрализованный уголок, который состоит из кукольного театра (пальчикового). Имеется костюм врача, передник и колпачок повара, мантия и шапочка академика, костюм пирата, Мальвины, а так же касса и другие атрибуты для игры в «Магазин». Атрибуты для игры в «Больницу» и «Парикмахерскую». Набор кухонной и спальной мебели для игры в «Семью», набор кукольной посуды, муляжей овощей и фруктов.

В календарно-тематическом плане отмечены такие сюжетно-ролевые игры, как: «Семья», «Новоселье», «Больница», «Ветеринарная клиника», «Магазин», «Салон красоты», «Концерт по заявкам», «Детский сад», «В дороге».

Чтобы подтвердить выводы об уровне сформированности игровой деятельности в группе, сделанные в ходе наблюдения за детьми и опроса родителей была подобрана методика Р.Р. Калининой, которая позволила наиболее точно выявить состояние развития игровой деятельности в исследуемой группе.

Методика представляет собой наблюдение за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:

1) распределение ролей;

2) основное содержание игры;

3) ролевое поведение;

4) игровые действия;

5) использование атрибутики и предметов-заместителей;

6) использование ролевой речи;

7) выполнение правил.

Каждый критерий оценивается по уровню, характерному для данного возрастного периода детей, в нашем случае это 3 уровень – дети от 4,5 до 5,5 лет. Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

1) Распределение ролей.

3 уровень - самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

2) Основное содержание игры.

3 уровень - выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

3) Ролевое поведение.

3 уровень - роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4) Игровые действия.

3 уровень - игровые действия многообразны, логичны.

5) Использование атрибутики и предметов-заместителей.

3 уровень - широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

6) Использование ролевой речи.

3 уровень - наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

7) Выполнение правил.

3 уровень - правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

Когда воспитатель предложил всем детям поиграть в какую-то одну игру, Даниил К. сразу определил, что играть все будут в «Семью». Он распределил всех кто-кем будет. Арина Ш. сама выбрала для себя роль мамы, Ира У. сказала, что будет собакой Стелой, Васелина Я. сказала, что будет сестрой и будет работать на «скорой помощи», тогда Даниил К. определил, что Рома П. будет водителем машины скорой помощи и.т.д.

Анализ игры оценивался по семи критериям, если ребенок выполнял заданный критерий ему ставился (+), если нет, то (-), за каждый (+) – 1 балл

6-7 баллов – высокий уровень сформированности игровой деятельности;

3-5 баллов – средний уровень сформированности игровой деятельности;

3 балла и меньше – низкий уровень сформированности игровой деятельности.

Большинство детей (13 из 20) имеют низкий уровень сформированности игровой деятельности. Ренат Д., Ваня Д., Даша М., Оля Л. и другие не могли придумать самостоятельно игровое действие, не пытались вникнуть в общий замысел, часто повторяли одно и тоже и не могли обойтись без подсказки или наводящего вопроса, брали какие-то предметы не зная, куда их приспособить. Особенно пассивной оказалась Ева Е., она ничего сама не могла выдумать и только повторяла слова и действия других, или просто мотала куклой из стороны в сторону. Ей досталась роль бабушки, когда воспитатель спросила ее что она делает, Ева лишь улыбалась и пожимала плечами.

Средний уровень у 6 детей. Алеша Г., Егор К., Катя К., Ира У., Ариша Ш., Васелина Я. охотно включались в игру, определяли, кто кем будет и кто-что будет делать, придумывали игровые действия, но не какие-то новые, а те, что выполняли всегда: укладывались спать, варили кушать, кушали, ходили в магазин. Никому из детей не пришло в голову, например, сходить в кинотеатр или бассейн. Эти дети отвечали на вопросы, о том что они делают и кто они (их роль в игре). В игровой обстановке использовали реальные предметы и их заместители.

Лишь один ребенок имеет высокий уровень сформированности игровой деятельности. Даниил без труда распределил для всех роли, когда Маша хотела быть дочкой, а Катя говорила, что дочкой будет она, Даниил решил, что пусть они обе будут дочками. Он сам себе придумал работу, он был рыболовом, ловил рыбу и приносил ее «маме», заставляя ее пожарить. Тем детям, которые не знали что делать он быстро находил задание, например: «Юра, а давай ты тоже будешь ловить рыбу, сколько ты поймал? А давай у тебя и у меня кончились червяки и ты пошел их для нас накопать?». Удочку он представлял, имитировал движения рыбака: насаживание червяка на крючок, закидывание и вытаскивание удочки. Рыбой у него были большие деревянные кубики.

На нашем сайте можно заказать курсовую, дипломную, контрольную, семестровую, самостоятельную работу, проект, презентацию, вычисление заданий, расчёты, написать реферат, диссертацию, доклад, тесты, ответы на вопросы, эссе, схемы, отчёт по практике, заполнить рабочую тетрадь, решение задач на заказ.

- Статьи, информация, новости

 

Состояние игровой деятельности в опытной группе и семьях воспитанников
Поиск