Суббота, 27.07.2024, 03:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Состояние звукопроизношения и артикуляционной моторики у дошкольников

Констатирующий эксперимент проводился на базе Государственного образовательного учреждения Детский сад № 296 компенсирующего вида для детей с нарушением речи и задержкой психического развития с сентября по декабрь 2015 года.

В своем исследовании мы проанализировали речь детей с речевыми нарушениями и выявили уровень речевых нарушений. Для решения данной проблемы нами поставлены следующие задачи:

    разработать унифицированный набор экспериментальных методик изучение речи детей с речевыми нарушениями;

    определить типологии речевых нарушений;

    апробировать пути и способы коррекционно-педагогического воздействия, способствующие устранению имеющихся языков их нарушений.

Методика констатирующего эксперимента разрабатывалась с учетом задач исследования, а также современных научных представлений в области специальной и общей психологии, педагогики, лингвистики, психолингвистики:

    о вербальных диалоге и средствах общения как специфической форме межличностного взаимодействия [Арутюнова Н.Д., 1999; Бахтин М.М., 1986; Кучинский Г.М., 1985; Щерба Л.В., 1974 и др.];

    о генезисе коммуникативной деятельности [Выготский Л.С., 1999, 2004; Лисина М.И., 1974; Маркова А.К., 1984; Шахнарович A.M., 1991, 1993];

    об универсальных закономерностях развития нормальных и аномальных детей [Выготский Л.С., 2002; Лубовский В.И., 1989];

    о связи речевой деятельности человека с деятельностью в целом [Выготский Л.С.,1996; Гальперин П.Я., 1958; Леонтьев A.A., 1999 и др.];

    положения о соотношении речи и мышления, о взаимосвязи когнитивного, общепсихического, речевого и коммуникативного развития [Брудный A.A., 1971, 1975; Выготский Л.С., 1999, 2004; Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л., 1999; Шахнарович A.M., 1988, 1991];

    о системно-структурном подходе к нарушениям речи у детей с речевыми нарушениями [Гнездилов М.Ф., 1957; Липакова В.И., 1981; Маллер А.Р., 1974; Петрова В.Г., Белякова И.В., 2002 и др.].

В ходе констатирующего эксперимента изучались особенности коррекционной работы по развитию речи у детейв рамках специально организованных экспериментальных ситуаций продуктивной и игровой деятельности, в процессе наблюдения за речевым поведением в ситуациях внеучебной и учебной деятельности при взаимодействии со сверстниками и взрослым.

Организация взаимодействия при проведении исследования предполагала проведение непродолжительной беседы перед началом каждого задания. Целью такой беседы было установление контакта с ребенком, разъяснение особенностей и характера предстоящего задания, формирование положительного отношения к участию в задании.

Исследование речевых средств в рамках вышеописанных ситуаций предварялось изучением общих сведений о ребенке, его развитии; данных об уже проведенной коррекционной работы с ребенком, а также медицинских документов.

В констатирующем эксперименте приняли участие 12 детей с нарушением речи. Экспериментальную группу составили 6 детей, воспитанников подготовительной группы.

Контрольную группу составили 6 детей с речевыми нарушениями - воспитанники подготовительных групп.

Характеризуя детей экспериментальной группы, можно выделить следующее. Анамнезы большинства детей содержат сведения о частых респираторных заболеваниях (бронхит, грипп, ОРВИ и др.). Практически всем детям свойственна метеозависимость с соответствующими вегетативными проявлениями, ночной и дневной энурез, головные боли.

Все дети экспериментальной группы отставали по срокам раннего речевого развития. Так, при изучении историй развития было выявлено, что появление первых слов отмечалось в период от 2 до 5 лет, фразовой речи - от 4 лет. Нарушения психомоторного развития проявлялись в более поздних сроках формирования двигательных функций, таких, как возможность самостоятельно садиться (в анамнезах от 8 месяцев до 2 лет), ходить (с 1 года 6 месяцев до 3 лет 2 месяцев).

Нарушение речи у детей экспериментальной группы было определено как системное недоразвитие речи. У всех детей была диагностирована дизартрия.

- Курсовые работы на заказ

 

Состояние звукопроизношения и артикуляционной моторики у дошкольников
Поиск