Вторник, 12.12.2017, 18:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Состояние звукопроизношения у дошкольников с речевыми нарушениями

Недостаточное развитие психических процессов мышления, восприятия, памяти обуславливает у детей данной категории ограниченность словаря прилагательных. В ходе экспериментального исследования для обозначения разных качеств предметов дети употребляют одно и то же прилагательное (при подборе антонимов длинный/короткий, высокий/низкий, широкий/узкий дети ограничивались использованием прилагательных «маленький» и «большой»).
Распространены ошибки, в виде взаимозамен прилагательных, обозначающих ширину, длину, высоту (при подборе антонима к слову широкий (скажи наоборот!) дети употребляли слова «маленький», «тонкий»).
Определенные затруднения возникали у дошкольников при просьбе назвать цвет. В основном дети могли назвать только основные цвета, ни один из детей не смог назвать оттенки. Ошибки при выполнении данного задания в основном выражаются в неадекватном использовании прилагательных, что у детей с речевыми нарушениями является следствием дефектов цветоразличения.
Следует отметить стойкие ошибки присущие детям данной категории в актуализации обозначающих эмоциональное состояние прилагательных, которые обусловлены недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы, слабой дифференцированностью восприятия: чаще всего дети выражают свои впечатления о людях, продемонстрированных картинках словами «хороший» и «плохой».
Практическое отсутствие знания существительных со сходными лексическими значениями было харарактерно для 67% детей. Остальные смогли назвать некоторые существительные, только при условии одновременного показа обеих картинок и контекстного проговаривания названий предметов в задании (Посмотри на картинку, здесь нарисованы платье и сарафан. Скажи, что это?)
С заданием на знание редкоупотребляемой лексики не справился ни один ребенок (клумба - цветочки, форточка - окно, табуретка - стул, памятник - дядя).
Результаты исследования грамматического строя речи отмечают его несформированность, выражающуюся в аграмматизмах, а также трудностях выполнения заданий, требующих грамматических обобщений.
Слабо сформированными оказываются синтаксические структуры предложения, морфологические формы словообразования и словоизменения.
Выявились искажения в употреблении падежей. Наиболее сформированными оказываются формы именительного, винительного и родительного падежей имени существительного. Наибольшее количество ошибок встречается в употреблении всех предложно-падежных конструкций и творительного падежа. Творительный падеж нередко заменяется именительным («Мальчик рисует карандаш»), родительным («под стола, под дивана»), предложный падеж - винительным («Чашка стоит на стол»). Использование предложно-падежных форм нарушено, что проявляется в искажении окончаний, замене, пропуске предлогов.
В результате исследования был выявлен крайне низкий уровень развития грамматического строя речи при употреблении глаголов. Задания на усвоение числа глаголов, называние глаголов совершенного и несовершенного вида, возвратных форм глаголов и глаголов с приставками оказались невыполнимыми для всей группы испытуемых. Они не справились с заданием даже при активной помощи со стороны взрослого. Изменение глаголов прошедшего времени по родам было выполнено частично. 50% дошкольников справились с заданием только при применении контекстной подсказки и привидения примеров со стороны взрослого. Примеры были схожи по лексическому значению, звуковой близостью слов (при задании на изменение глаголов надевал-надевала с детьми подробно разбиралось задание одевал-одевалась).
Дети допускали ошибки при выполнении заданий на согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже, особенно прилагательного с существительным в среднем роде («зеленая бдюдце»).
Также характерными ошибками были замены полной формы прилагательного краткой («красны шар»).
Было отмечено неправильное согласование существительного и прилагательного, существительного и числительного.
Крайне редко в самостоятельной речи употребляется как средний род глаголов прошедшего времени, так и средний род существительных. Средний балл по развитию словообразования - 2,4, что относится к уровню ниже среднего. Менее всего развито у дошкольников в речевой деятельности - образование притяжательных прилагательных (2,0), что свидетельствует о низком уровне. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов      в речевой деятельности дошкольников сформировано на уровне ниже среднего - 2,4. Немного выше - образование названий детенышей животных (2,5) и образование относительных прилагательных (2,7).
Слабая сформированность словообразования проявляется в невозможности образования притяжательных прилагательных («Скажи, чей на картинке хвост» - «собачка»), трудности образования относительных прилагательных («Ложка из дерева. Какая ложка? - деревянная. Коробочка из картона. Какая коробочка?»),образования названий детенышей животных («У лисы лисенок, а как называется детеныш козы?» - «козенок»). Наиболее всего дошкольникам с легкой речевыми нарушениями оказалось доступным образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Однако количество суффиксов при этом ограничено (-очек, -ик, -чик, -енок, -онок, -к).
Ошибочное употребление предлогов наблюдалось у детей гораздо чаще, чем неправильное понимание тех-же конструкций. Отмечается пропуск предлогов из, в, отсутствие предлогов между, около, через, перед, из-под, из-за.
При согласовании качественных прилагательных с существительными характерной ошибкой являлось искажение или пропуск окончания («Собака черная и щенок у нее какой?» - «черны»)
Слоговая структура слов нарушена. При повторе предложений и самостоятельном назывании картинок все задания были выполнены с ошибками, При отраженном повторе слогов также большинство детей не смогли выполнить задание без ошибок. При этом дети показали хороший результат при отраженном повторе слов.
Нарушения фонематического восприятия обнаруживаются в неточной слуховой дифференциации фонем, близких по звучанию; затрудненности звукового анализа. Выделение заданного звука доступно только изолированной фонемой, при произнесении слоговых рядов, слов с оппозиционными звуками большинство заданий    выполнялось с ошибками. Обследование фонематического анализа показало, что для детей возможно выделение только первого звука в словах. Фонематическое и просодическое оформление речи не сформировано. Выявлено отсутствие или неправильное произношение свистящих и шипящих звуков в речи большинства детей. Характерна замена таких звуков на другой, сходный по звучанию или артикуляции (вместо звука «с» в одном и том же слове ребенок может произносить «ц», «ч», «ш»).
У дошкольников на низком уровне находится связная речь, общий средний бал развития - 1,6. Хуже всего дети справились с заданием по пересказу, уровень развития связной речи в пересказе определен 1,3 (низкий). Также на низком уровне находятся - описание предмета     и составление рассказа по сюжетной картинке (1,4 и 1,6 балла соответственно)
При исследовании связной речи отмечалась фрагментарность построения предложения, нарушение последовательности слов в предложении. Описание игрушки (мишка) для 64% было возможно только по наводящим вопросам («А какого он цвета?», «Как ты думаешь, он твердый или мягкий?»). Остальные дети смогли выделить самостоятельно только 2-3 признака (как правило «красивый», «хороший»).
Составление рассказа по картинке и по серии сюжетных картинок для детей недоступно для 60% детей, для остальных характерны отсутствие описание ситуации («Зима. Дети играют. Санки.»), выпадение смысловых звеньев, возможность составления рассказа только по наводящим вопросам.
Составление пересказа даже по наводящим вопросам для большинства детей недоступно вследствие непонимания детьми причинно-следственных, временных отношений, содержащихся в рассказе.
Низкий уровень сформированности экспрессивной стороны речи. Он был выявлен у 67% детей дошкольного возраста с легкой речевыми нарушениями. Речь этих детей характеризуется отсутствием развернутых речевых высказываний, нарушениями слоговой структуры слова и фонетическими искажениями произносимых слов.
Уровень речи остальных 33% детей оказался на уровне ниже среднего. Собственная речь этих детей сформирована на уровне простой фразы. Отмечается тенденция к грамматическому оформлении собственного высказывания. Однако для их речи также характерны нарушения слоговой структуры слова и фонетические искажения.
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что дети с легкой речевыми нарушениями испытывают значительные трудности при пересказе и составлении разного рода рассказов и выявили ряд особенностей формирования связной речи у детей с легкой речевыми нарушениями
Дошкольники из всех обследуемых видов работ испытывали наибольшие затруднения при составлении описательного рассказа.
В данном задании дети затруднялись самостоятельно составить свое высказывание, последовательно передать признаки, характерные черты, отличительные особенности, начиная свой рассказ с основных и значимых признаков, более общих характеристик и заканчивая деталями.
Из всех предложенных видов работ меньше всего затруднений вызвал пересказ сказки. Показатели детей с речевыми нарушениями хотя и отставали от показателей детей возрастной нормы, но все же были выше, чем при выполнении других работ. Составление рассказов по серии сюжетных картин, по сюжетной картинке также вызвало трудности у детей изучаемой категории. При наличии наглядности во многих высказываниях детей нарушалась логика изложения, искажался смысл повествования и целостность изложения.
С точки зрения точности семантической передачи, из всех рассматриваемых компонентов для детей с речевыми нарушениями наиболее трудной оказалось соблюдение логической последовательности при построении высказывания во всех обследуемых видах работ. Кроме того, нарушалась структура высказывания. Исследуемые дошкольники не могли начать свое повествование с развязки событий, в результате чего были непонятны причинно-следственные конструкции высказывания. Адекватность изложения вызывало меньше затруднений, то есть рассказы детей соответствовали предложенной теме и лишь в некоторых случаях дети придумывали лишнее. Самостоятельная связная речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли.
Анализ компонентов языкового оформления показал, что наименьшие показатели имеет полнота объема высказывания, что свидетельствует об ограниченности и скудности словарного запаса детей изучаемой категории. Также можно отметить, что конструкции предложения у детей с речевыми нарушениями зачастую простые, нераспространенные, они практически не используют сложные предложения, их речь не развернута, допускаются аграмматизмы.
Анализируя показатели по всем компонентам рассмотрения языкового оформления экспериментальной группы, можно говорить о том, что дети с речевыми нарушениями оформляют свои выказывания не последовательно, допуская речевые ошибки и не проявляют высокий объем словарного запаса. Во время исследования детей на основе пересказа, можно заметить, дети не полно передают смысл повествования. Разработанная методология исследования в п. 2.1 позволила наиболее точно определить речевые нарушения детей речевыми нарушениями, в связи с чем, дошкольники, были разделены на подгруппы по степени тяжести речевого дефекта.
У 2-х детей наблюдалась замена букв, схожих по звучанию, пропуски слов в предложении у 1 ребенка, замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов (2 ребенка), искажение слова (1 ребенок). Таким образом, у 5 детей логопедической группы - дислалия предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфии в начальной школе. У 2-х детей отмечено нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата (дизартрия), у двух дошкольников зафиксированы при пересказе заметные нарушение тембра голоса и звукопроизношения (ринолалия), у двух детей - отмечено заикание.
Итак, обобщая полученные результаты исследования, следует отметить что:
-    основным нарушением речи среди детей с речевыми нарушениями являлось нарушения лексико-грамматического характера. Это связано с несформированностью синтаксических структур языка;
-    для детей с речевыми нарушениями было сложно обработать речевую информацию, семантически кодировать слова;
-    полученные результаты убеждают нас в необходимости регулярных мониторинге речевых нарушений и проведении мероприятий, направленных устранение речевых отклонений.
В ходе констатирующего эксперимента изучались особенности коррекционной работы по развитию речи у детей в рамках специально организованных экспериментальных ситуаций продуктивной и игровой деятельности, в процессе наблюдения за речевым поведением в ситуациях внеучебной и учебной деятельности при взаимодействии со сверстниками и взрослым.
Исследование речевых средств в рамках вышеописанных ситуаций предварялось изучением общих сведений о ребенке, его развитии; данных об уже проведенной коррекционной работы с ребенком, а также медицинских документов
Исследование общих сведений о развитии ребенка проводилось с помощью метода анкетирования взрослых, принимающих активное и постоянное участие в обучении и воспитании ребенка, а также изучения медицинских документов
В констатирующем эксперименте приняли участие 12 детей с нарушением речи. Экспериментальную группу составили 6 детей, воспитанников подготовительной группы. Контрольную группу составили 6 детей с речевыми нарушениями - воспитанники подготовительных групп дошкольного образовательного учреждения.
Данное исследование позволило установить, что социальное развитие у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями находится на среднем уровне (3-3,5 баллов). Познавательное развитие сформировано на более низком уровне. Как можно видеть на графике 2 наиболее хорошо развитой у детей является сенсорно-перцептивная сфера, особенно слуховое восприятие. Наименьшие развитее показали дети по таким критериям как - слухоречевая память (1,3), внимание (2,2), мелкая моторика (2,4) и мышление (2,4).
По результатам исследования импрессивной речи можно сделать вывод, что дети, участвовавшие в эксперименте обладают недостаточным словарным запасом. Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у детей является низкий уровень их умственного развития, несформированность интересов, ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, снижение потребности в социальных и речевых контактах, а также слабость вербальной памяти. Уровень импрессивной речи у 25 % дошкольников характеризуется как средний, 42 % ниже среднего, 33% - низкий. Это свидетельствует о недостаточном понимании обращенной к ним речи, что необходимо учитывать при организации коррекционно-педагогической работы
Все дети, участвовавшие в исследовании используют речь как способ выражения своих желаний, но используют при этом только простейшие, однословные фразы (дай, пить, туда, надо и т.п.). У дошкольников наблюдается значительный разрыв между активным и пассивным словарным запасом
Активный словарь преимущественно состоит из имен существительных с конкретным значением и глаголов. Низкий результат показали дети при исследовании называния целого предмета и его частей. Большинство детей смогли назвать только части тела человека на кукле (глаза, рот, рука, нога), но испытывали большие затруднения при обозначении частей предметов.
Результаты исследования грамматического строя речи отмечают его несформированность, выражающуюся в аграмматизмах, а также трудностях выполнения заданий, требующих грамматических обобщений. Нарушения фонематического восприятия обнаруживаются в неточной слуховой дифференциации фонем, близких по звучанию; затрудненности звукового анализа. При исследовании связной речи отмечалась фрагментарность построения предложения, нарушение последовательности слов в предложении
Составление рассказа по картинке и по серии сюжетных картинок для детей недоступно для 60% детей, для остальных характерны отсутствие описание ситуации («Зима. Дети играют. Санки.»), выпадение смысловых звеньев, возможность составления рассказа только по наводящим вопросам
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности при пересказе и составлении разного рода рассказов и выявили ряд особенностей формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями
Анализируя показатели по всем компонентам рассмотрения языкового оформления экспериментальной группы, можно говорить о том, что дети оформляют свои выказывания не последовательно, допуская речевые ошибки и не проявляют высокий объем словарного запаса.

- Курсовые работы на заказ

Состояние звукопроизношения у дошкольников с речевыми нарушениями
Поиск

Яндекс.Метрика