Суббота, 27.07.2024, 11:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Сотворчество взрослого и детей в развитии речи

Практика обучения детей с речевыми расстройствами в специальных дошкольных учреждениях показывает, что они довольно долго не могут овладеть передачей в рисунке и лепке связного содержания. Вместе с тем у них обнаруживается большой эмоциональный интерес к более сложному содержанию, которое они могут воспринять. Поэтому особое значение придается коллективным работам при ведущем участии воспитателя (изготовление панно, картин, пейзажных зарисовок и пр.). Например, можно сделать коллективный рисунок на тему «Зима». Для этого большой лист голубой бумаги раскладывают на столе или укрепляют на большом мольберте. Воспитатель на глазах у детей рисует снежную бабу, несколько елок и снег. В рисовании снежинок принимают участие все дети поочередно (путем примакивания либо касания концом кисти). Внизу снежинок рисуют много, снег как бы покрывает всю землю: мазки накладываются один на другой, смешиваются, образуя сплошной «снежный покров».
Коллективные работы могут выполняться методом и аппликции, и сочетания рисования и аппликации. Готовые картины, панно вывешиваются в группе, и дети долго рассматривают их, любуются, показывают людям, приходящим в группу. Особенно много впечатлений они получают, если на картинах воспитатель изобразил их самих. Коллективные работы хороши тем, что дают возможность создавать детям картины даже при минимальных изобразительных умениях. Они воспринимают эти картины как свои собственные.

Тема. Винни-Пух и все-все-все

Цель: развитие кинетико-кинестетического и пространственного восприятия, сенсомоторной интеграции.
1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Ножницы - собака - лошадка», «Зайчик - коза - вилка», «Флажок - рыбка - лодочка», «Сарай - дом с трубой - пароход».
2. Разминка. Игра «Кто быстрее и ровнее?». Упражнение в перебирании и сортировке крупы.
3. Пальчиковая игра «Пять пальцев». Изобразительное творчество: аппликация с использованием крупы «Наш весёлый Винни-Пух». Игра малой подвижности «Ничего не видно».
4. Упражнение на релаксацию «Отдых».

Выполнение изображений по словесному заданию взрослого

Оно доступно детям уже в среднем дошкольном возрасте. По словесной просьбе они рисуют и лепят по представлению, изображая объекты, рисовать и лепить которые учились на занятиях. В старших группах словесные задания дают детям и на сюжетном, и на сюжетно-тематическом рисовании (например, при иллюстрировании знакомых сказок, рассказов, при выполнении рисунков по содержанию сюжетно-ролевых игр, утренников и пр.).
К третьему году обучения дети приобретают достаточно большой изобразительный опыт, накапливают определенный запас графических образов, умеют ориентироваться в пространстве листа бумаги, располагать изображения по одной линии и равномерно распределять их на листе. Все это необходимо для сюжетного изображения. Однако при планировании таких занятий педагог не ограничивает выбор тематики теми умениями, которые уже есть у воспитанников. Изобразительный опыт учитывается им, но не является решающим при выборе того или иного сюжетного содержания. Педагог стремится к тому, чтобы дети смело брались за изображение незнакомых по предыдущему опыту объектов, если предлагаемое содержание вызывает у них особый интерес и положительный эмоциональный отклик.
Содержание предполагаемой работы должно нравиться детям, вызывать у них положительное отношение. Например, надо провести занятие по иллюстрированию сказки.
Педагог заранее читает сказку и делит ее на шесть частей (по числу детей в подгруппе). Текст сказки он дает в переложении. Каждый фрагмент должен представлять собой законченный отрывок, в котором ясно виден общий смысл ситуации, его эмоциональная окраска. Прослушав отрывок, ребенок должен «увидеть», представить картину происходящего в целом. Одновременно текст должен максимально конкретизировать предметное содержание будущего изображения (не просто перечислить объекты, а назвать их в тексте).
Занятие начинается с рассказывания сказки воспитателем. При этом он говорит очень выразительно, используя диалоги персонажей, входя каждый раз в образ нужного персонажа. Закончив рассказывать отрывок, взрослый обращается к одному из детей: «Ты будешь об этом рисовать. Хочешь?» - и продолжает рассказывать. При распределении фрагментов учитываются- возможности каждого ребенка, подбираются посильные задания. Пока сказка не окончена, никто не рисует - все слушают. Потом приступают к работе. Если ребенок забыл свой фрагмент (что бывает крайне редко), ему напоминают основное содержание.
Организация начального этапа занятия требует от педагога значительной эмоциональной отдачи. Именно в подготовительный период у детей формируется интерес и адекватное отношение к тому, что предстоит рисовать. Поэтому важно, чтобы ребенок почувствовал общее эмоциональное настроение как всей сказки, так и той части, содержание которой он должен отразить в рисунке. Общая эмоциональная окраска ситуации в значительной степени обусловливают и выбор изобразительных средств, которые использует ребенок для раскрытия намеченного содержания.
Когда начальный этап занятия организован и проведен сухо, фрагменты сказки распределены только как обычные задания, без должного раскрытия эмоционального настроя ситуации, дети выполняют скучные, бедные по содержанию изображения с положенными рядом предметами. При этом внимание их сосредоточено в основном на изображении отдельных объектов, на чрезмерно тщательном прорисовывании деталей и пр. Отображение же общего содержания, его эмоциональной окраски как бы ускользает из поля зрения.
Словесное руководство детьми в процессе сюжетного рисования осуществляется так же, как в процессе сюжетно-ролевой игры: не путем прямого инструктирования, а исходя из смысла изображаемого. (Например, изобразив девочку и волка, ребенок останавливается и прекращает рисовать. Взрослый напоминает ему, что девочка встретила волка в очень густом и страшном лесу, где росли высокие, закрывающие солнце деревья, что нужно нарисовать; как девочке было страшно, как она испугалась.)

Тема. Звёздное небо

Цель: развитие интеграции кинестетической и визуальной системы с моторной системой.
1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Зайчик - коза - вилка», «Флажок - рыбка - лодочка», «Сарай - дом с трубой - пароход».
2. Разминка. Упражнение «Сколько треугольников?», игра «Звёздочки».
3. Пальчиковая игра «Мы играем». Изобразительное творчество: набрызг, печать поролоном по трафарету «Звёздное небо». Игра малой подвижности «Угадай, где монетка».
4. Упражнение на релаксацию «Полёт высоко в небе»
Педагог все время, поощряет попытки детей находить самостоятельные изобразительные решения. Так же положительно оценивается и стремление воспитанников привнести в рисунок соответствующие основному содержанию дополнения.
Когда рисунки готовы, их сшивают в книжку. Педагог вместе с детьми перелистывает страницы книжки, рассматривает иллюстрации. Дети рассказывают о содержании каждого рисунка.
В качестве материала для таких занятий можно брать не только сказки. Продуктивно, интересно и с большим эмоциональным откликом проходит рисование на темы: «Приключения Деда Мороза и Снегурочки», «Наша Таня заболела», «Мы играем в магазин», «День рождения у Сережи», «Мы трудимся на участке (в группе)», «Наш день в детском саду», «Экскурсия в парк», «Что мы видели на улице» и т. д. В процессе графического отображения своих впечатлений ребенок по-новому осмысливает свой собственный жизненный опыт, осознает себя среди взрослых и товарищей.
Итак, становление изобразительной деятельности у детей с речевыми расстройствами с интеллектуальной недостаточностью чрезвычайно затруднено в силу имеющегося у них недоразвития восприятия, мышления, речи, ведущей деятельности - игры, зрительно-двигательной координации. Успехи же в этом сложном процессе в решающей степени определяются качеством педагогического воздействия со стороны взрослого. Поэтому так важно вдумчиво производить отбор приемов и методов руководства детьми па разных этапах дошкольного детства, чтобы они оказались способны не только воспроизводить знакомые изображения, но и отражать в разной форме свой жизненный, бытовой, игровой, познавательный опыт. Это позволит сделать изобразительную деятельность интересным занятием для ребенка и одновременно решить в комплексе задачи его сенсорного, умственного, нравственно-трудового воспитания, поддержать готовность к дальнейшему обучению в школе.

- Курсовые работы на заказ

Сотворчество взрослого и детей в развитии речи
Поиск