|
Современное состояние рынка банковских карт в РоссииВ России существует несколько видов электронных платежных систем, использующих бездокументарные формы расчетов, которые можно условно классифицировать следующим образом: - карточные системы; - операторы цифровой наличности. К карточному типу относятся платежные системы, работающие с банковскими картами. Исследуя динамику выпущенных пластиковых карт и объемов операций, проведенных с их использованием, можно сказать следующее. В начале 2011 г. на российском рынке платежных карт сохранилась положительная динамика развития, как в сфере эмиссии, так и в сфере эквайринга платежных карт (табл. 3). Таблица 3 Показатели, характеризующие развитие российского рынка платежных карт
В структуре российского рынка платежных карт представлены российские и международные платежные системы (табл. 2). Количество российских платежных систем на протяжении последних 10 лет остается примерно на одном уровне и на начало 2013 г. составило около 60, большинство из которых - «одноэмитентные платежные системы». Наибольшую долю занимают международные платежные системы, лидерами среди которых являются Visa и MasterCard. Таблица 4 Соотношение количества эмитированных платежных карт и операций, в разрезе российских и международных платежных систем
Исследования показали, что вне зависимости от эмитента пластиковой карты их держатели в большей степени ориентированы на получение наличных денежных средств, чем на операции по безналичной оплате товаров и услуг, о чем свидетельствует структура операций: так, операции по снятию наличности в 2011 - 2012 гг. по количеству транзакций практически вдвое превышали количество операций по безналичным платежам. Несмотря на значительную долю пластиковых карт интернациональных платежных систем, их держатели в большей степени нацелены на приобретение наличных валютных средств, чем на операции по безналичной оплате продуктов и услуг. Таким образом, рынок банковских карт в 2013 г. развивался стремительными темпами. Однако аутсорсинговая методика процессирования, соответствующая для зрелых рынков, в России так и не стала популярной. Расчеты демонстрируют, что инхаус-решения для процессинга банкам обладать пока выгоднее. Главный вывод по итогам 2013 года - клиенты становятся все более активными и смелыми, совершая приобретения в интернете. Российский рынок растет, количество продаж существенно возрастает. При этом вырастает и доля онлайн-покупок россиян за рубежом - по итогам 2013 года она выросла на 16%. Благодаря росту трансграничных покупок медленно, но верно российские потребители привыкают к оплате пластиковыми картами - количество таковых транзакций растет. При этом в силу роста части покупок вследствие рубежа российские онлайн-магазины вынуждены соперничать не только друг с другом, но и с западными сотрудниками по цеху. Так что вслед за возрастающей смелостью и активностью клиентов продавцам нужно становится гибче - в ценообразовании, в предоставлении клиентского обслуживания, в маркетинге и персонализации. Поведение потребителей становится все наиболее фрагментарным - это замечают как соучастники русского базара электронной торговли, так и западные магазины. В 2014 году уже точно недостаточно иметь просто сайт интернет-магазина. Необходимо находить действенные пути для расширения собственного присутствия в шопинг-пространстве, подключая интеграцию своего магазина в многочисленные виды, форматы и каналы торговли (те же соцсети), а также сотрудничество с партнерами, какие могут привести к вам новых потребителей. Мультиканальные реализации, непременно, являются действенным рекламным инструментом, но важно учесть, что их отладка требует познаний и осмысливания особенностей всякого отдельно взятого канала и точной организации управления всеми звеньями поставок. По мере развития мультиканальных продаж и расширения значимости мобильного шопинга все больший вес для собственников интернет-магазинов приобретает аналитика. Растет необходимость перманентного обращения к разного вида статистическим данным - будь то аналитика поведения клиентов или продуктивность и эффективность отдельных каналов продаж. Благо, сейчас есть очень много сервисов и инструментов, которые позволяют мерить трафик магазина с любых, подходящих бизнесмену ракурсов. Держать руку на пульсе и быть готовым к кардинальным изменениям - неотъемлемая задача собственников интернет-магазина. |
|