Суббота, 27.04.2024, 06:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Специфика формирования исследовательских умений младших школьников в вариативных программах "Окружающий мир"

Нами были проанализированы авторская программа Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова А.Н., курс «Окружающий мир», «Система Л.В. Занкова», программа А.А. Вахрушева к УМК, “Школа 2100”, программа Н.Ф. Виноградовой по УМК «Начальная школа XXI века», курс «Окружающий мир». Данные программы и УМК были выбраны потому, что они наиболее часто применяются в практике обучения начальной школы. Вариативная образовательная программа представляет собой рабочую учебную программу, составленную на основе учебного комплекса, включающая дополнительные компоненты, требования к результатам и т.д.

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить. Поэтому актуально требование личностно-ориентированного обучения. Педагогическая система Л.В. Занкова отвечает этим задачам, т.к. на первый план выдвигается развитие школьников.

Интегрированный курс «Мы и окружающий мир» представляет ученикам широкую целостную картину мира с её внутренними взаимосвязями между различными областями знания - о природе, человеке, обществе в их историческом развитии. Более того, данный УМК системно учитывает современные особенности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе, а инструментальность, лежащая в основе учебника «Мы и окружающий мир», помогает организовать специальную работу обучающихся по поиску информации в учебнике и за его пределами. Также она предусматривает перенос формируемых у обучающихся УУД непосредственно в жизненную ситуацию.

Таким образом, данный учебный курс призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и изменчивости окружающего мира, его противоречивости;

- развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и во времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь, делать обобщения и выводы, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как история, география, астрономия, биология, литературное чтение и построено в соответствии с требованиями ФГОС НОО - 2. В целом курс рассчитан на 68 часов и при изучении курса используется авторская программа Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, состоящий из учебника, рабочей тетради и книги для учителя.

Мы проанализировали данный УМК с учетом возрастных особенностей учащихся данного возраста(2-й класс - 8-9 лет) и в рамках темы нашей работы. Для более полного и точного анализа УМК нужно сделать акцент на том, что начальный этап обучения характеризуется такими качествами, как любознательность, воображение и памяти, которые непосредственно ведут к собственным открытиям, практическим и исследовательским работам, с которыми он встретиться в школе.

Таким образом, опираясь на вышеупомянутые особенности учащихся младшего школьного возраста, мы проанализировали УМК «Мы и окружающий мир» для второго класса. Исходя из темы исследования, мы обратили внимание на то, что основной акцент программы сделан на формировании исследовательских умений и навыков на материале и сопутствующих упражнений данного учебника. В курсе раскрываются объективно существующие связи между природой и общественно-культурной жизнью человечества в их историческом развитии. Особенностью курса является его подчинение логике развития жизни на Земле. Первоначальные сведения о неживой природе служат базой для понимания процессов, происходящих на Земле, в результате которых возникла жизнь и живая природа. В свою очередь, знания о неживой и живой природе, то есть о природных особенностях окружающей человека среды, позволяют осознать закономерности развития истории человечества.

Учебник состоит из 4 основных разделов («Общий взгляд на Землю», «Как изучают окружающий мир», «Космос и Земля», «Взаимодействие сил природы»). Каждая тема содержит разное количество уроков и соответствуют четырем учебным четвертям. Формулировка тем соответствует задачам данного УМК. В рамках данного учебника у учащихся формируются умения и навыки устного и письменного общения; поиска информации внутри одного источника знаний; поиска информации в разных источниках; практическое применение знаний и умений в жизненных ситуациях. Для создания условий для развития способности ориентироваться в мире информации в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.

В связи с тематикой нашей работы основной акцент мы делаем на заданиях, способствующих формированию исследовательских умений и навыков. В данном учебнике предлагается два вида упражнений данного типа: наблюдение и опытная работа. Они встречаются в каждом разделе, но их количество не достаточно для успешного формирования исследовательских умений и навыков и, более того, реализует только два этапа данного вида деятельности.

Также, многие задания в данном учебники содержат элементы исследовательской деятельности (Посмотри вокруг себя и на рисунки. Какими сегодня стали предметы, пришедшие к нам из древности? Рассмотри рисунок. Используя свои знания, расскажите об устройстве термометра. Какими термометрами пользуются в быту? и т.д.).

Если же говорить о темах данного УМК, то ведётся учет индивидуальных особенностей младшего школьного возраста и на первый план выдвигается проблема соотношения обучения и развития.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что формы обучения предложенные в данном УМК позволяют школьникам самостоятельно делать выбор, принимать решения, объяснять и доказывать собственное мнение, излагать свои мысли. Созданные ситуации успеха и подобранные интересные творческие задания помогают учителю заинтересовывать детей и мотивировать их к дальнейшему изучению предмета.

В учебном комплексе присутствуют практико-ориентированные задания, но в небольшом объеме.

Программа развивающего обучения Л.В. Занкова ориентирована на развитие индивидуальных особенностей школьника и поддержку его индивидуальности. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Субъектный характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

В основе исследовательской деятельности лежат:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умение интегрировать знания из различных областей наук;

- умение критически мыслить.

Эта методика ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся, которую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Практико-ориентированные задания (наблюдения, мини-проекты) в данной образовательной системе занимают одно из центральных мест в обучении, это определяет исследовательскую направленность данного УМК.

Программа “Школа 2100” (А.А. Вахрушев) предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются «Мои маленькие исследования». Первые три года обучения работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В последний год обучения в начальной школе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования, исследования могут проводить самостоятельно. Здесь предполагается использование проектного метода с включением в них практико-ориентированных заданий – наблюдений и учебных экспериментов.

«Начальная школа XXI века» курс «Окружающий мир», автор Н.Ф. Виноградовой. В методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).

В программе «Окружающий мир» формирование исследовательских умений отражено в следующих задачах:

- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

- формирование самостоятельной познавательной деятельности;

Развитие исследовательских умений обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Таким образом, фактом является то, что авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать разнообразные способы организации исследовательской деятельности. 

В рассмотренных программах основной акцент сделан на использование частично-поискового методы и использования проблемных заданий. Также большое внимание уделяется развитию навыков практической деятельности, развитию наблюдательности и способности самостоятельно работать с различными источниками информации.

Практико-ориентированные задания включены во все рассмотренные УМК. Это наблюдения, учебный эксперимент и различные виды практических работ, в том числе и с источниками информации.

- Курсовые работы на заказ

Специфика формирования исследовательских умений младших школьников в вариативных программах
Поиск