|
Особенности социального управленияУправлением использования различного вида ресурсов занимается большой круг специалистов разного профиля. И это не случайно, так как управление в жизни любого общества, организации играет очень значительную роль. Трижды в ХХ веке Россия меняла общественные уклады, но так и не может вырваться из разряда стран типа «догоняющей модернизации». Существует немало стереотипов, механизмов осмысления действительности и поведения, особенности обычаев, традиций, которые не позволяют оптимизировать управление. Следовательно, надо посредством изучения собственной истории, особенностей людей и их взаимодействий, производить оценку своего прошлого и настоящего основательно и не предвзято. Отечественной истории характерен огромный интерес к «научной организации труда» и к «науке управления» в 20-30-х годах ХХ в. Активное движение за «научное управление в обществе» возродилось со средины 60-х годов. Поэтому, с одной стороны, знания об управлении есть, а с другой стороны, эти знания в наше перестроечное время так и не были востребованы. Управление - это продукт сознания и воли людей. Оно такое, какими являются сознание и воля тех, кто управляет или кто составляет и пропагандирует труды по управлению. Сами управляющие происходят из управляемых, содержат все их жизненные стереотипы и особенности культуры (так как управление определено сознанием людей, политическими, экономическими, нравственными, правовыми аспектами и базируется на историко-культурном наследии и современном состоянии общества). Управление сформировано людьми и осуществляется среди людей. Состав управления характеризуется взаимосвязями людей - уникальных биосоциальных индивидов со всеми их мыслями, сознанием и подсознанием, эмоциями, страстями и пороками. Как принято считать, сущность управления не сводится к понятию «деятельность» по подготовке и исполнению управленческих решений, проведению различных организационно-управленческих мероприятий. Термин «воздействие» или «влияние» (социальное влияние) более адекватны. Эти термины указывают на реальное влияние управления на сознание, на эмоции, на ценностные и поведенческие установки, на поведение, деятельность людей. «Управление как общественный институт» - это предполагающее (то есть сознательное, направляющее, продуманное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную, групповую жизнедеятельность. Проявление данного управления характерно непосредственно в формах самоуправления, так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, ассоциации и так далее). На стадии управленческой нужно поставить цель: определение параметров оптимального функционирования и развития объекта или моделирование его будущего состояния. Следовательно, те работы, которые должны выполнить субъекты управления в этой связи, и составляют содержание основополагающей функции управления - “целеполагание”. Целеполагание проходит и определяет через все стадии управленческой работы такие, как информационная, организационная, регулирующая, координирующая, контрольная. Контрольная функция включает содержание всех остальных, является их объединяющим стержнем и реализуется во всех сферах социального управления. Целеполагание - это основа главного принципа управления - системного подхода. Каждой социальной подсистеме характерна собственная основная цель, но каждая из этих целей несет подчиненный характер относительно основной цели - общества в целом. Общество - это целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества. Социальное управление выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее важное значение присуще следующим из них:
Поэтому основная цель, например, территориального или муниципального образования и соответствующих видов управления, определяется основной целью общества в целом как системы более высокого порядка. Если последняя определена как создание условий, обеспечивающих достижение высокого качества жизни гражданам, достойной жизни, свободного развития для каждого человека, то у социальных подсистем более “низкого” уровня других главных целей быть не может, могут быть только разные методы, сроки, этапы достижения главной цели общества в целом. Следовало бы особо иметь в виду то, что социальное управление - это управление не вещами, а людьми. Как таковое оно существенно отличается от управления техникой, и главное отличие его в том, что оно выступает, как в форме субъект-субъектного отношения. Объект управления - тоже субъект; он имеет свои цели, интересы, волю; он неоднозначно реагирует на управленческие воздействия. В особенностях социального управления большое место занимают опыт, интуиция, здравый смысл; они иногда просто господствуют в социальном управлении. Отмечается и то, что оно имеет свои пределы. Думается, однако, что всё это не является особенным, специфическим, характерным лишь для управления людьми, то есть социального управления. Оно, и возможно даже не в меньшей мере, характерно также и для управления вещами, техникой. - Вам это пригодится: - Социальное управление и его виды - Виды систем управления коллективом и группой
|
|