|
Способы повышения качества жизни младших школьниковПуть каждого человека к здоровому образу жизни имеет свои особенности, как по времени, так и по траектории, но это не важно - важен конечный результат. Эффективность здорового образа жизни можно определить по ряду следующих биосоциальных критериям: 1. Оценка функциональных показателей здоровья: - уровень физического развития; - уровень физической подготовленности. 2. Оценка иммунного статуса: - количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода; - при хронических заболеваниях - динамику. 3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям: - эффективность профессиональной деятельности; - деятельность по исполнению обязанностей в семье; - размах и масштабы социальных и персональных интересов. 4. Оценка уровня валеологических показателей: - степень формирования здорового образа жизни; - уровень валеологических знаний; - уровень приобретение практических знаний и навыков по сохранению и укреплению здоровья; - способность самостоятельно построить индивидуальную траекторию здорового образа жизни. По данным отечественных и зарубежных авторов, для полноценного развития психики необходима свежая информация, новые впечатления, для развития воображения. Обедненная среда, отсутствие игрушек и общения с взрослыми тормозят развитие интеллекта. Отсутствие притока новых впечатлений, направляющие воображения, может привести к погоне за «острыми» ощущениями, наркотиками, преступности (Короленко Ц.П., Фролова Г.В.). В процесс формирования гармонично развитой личности - это очень важно привить детям способности к сопереживанию, жалости и любви. А.Н. Исаев и Каган В.Е. предполагают, что необходимы консультации педагогов и психологов, передавая родителям и всем специалистам, работающим с детьми, научно обоснованную информацию о психогигиенических требованиях и закономерностях. Правильная система образования способствует гармоничному развитию личности. Наоборот, недостатки в системе обучения способствуют формированию аномальных черт личности. В частности, психически неуравновешенный учитель представляет угрозу для психического здоровья учащихся. Очень ответственный период для ребенка первый год учебы в школе. Здесь он впервые сталкивается с новыми требованиями, необычным режимом и обязанностями. Легче адаптироваться к школе детям, которые посещают дошкольные учреждения и детский сад, чем так называемым «домашним» детям. Важнейшим условием сохранения физического и психического здоровья является адекватность требований потребностям школьникам, его индивидуальными способностям, с учетом степени зрелости его нервной системы. Речь идет не только о продолжительности занятий, но и содержании обучения. К сожалению, этот факт не всегда должным образом принимается во внимание педагогами и родителями. Усталость после учебы -это вполне естественно, но важно, чтобы оно не выходило за допустимые пределы и не принимало болезненный характер. Преждевременная усталость, способствует однообразию, однородности изучаемого материала, формирования состояния монотонии. Это особенно важно при формировании расписания уроков в начальной школе. Школьный врач и психолог должен контролировать этот процесс, убедиться, что происходит переключение с одного вида деятельности на другой. При построении определенного урока, важно также помнить, что объем новой информации в конце урока снижается. Поскольку учебные занятия всегда вызывают некоторую степень усталости, первостепенное значение имеет правильная организация досуга учащихся во время школьных перемен и уроков. Требуется соблюдение режима дня для школьников. Для домашней работы, чтения, развлечений, пребывание на свежем воздухе, спортивные игры и др. должны быть предусмотрены определенные часы. Дополнительные занятия во второй половине дня (занятия в музыкальной, спортивной школы, участие в семинарах, изучения иностранных языков и т.д.) может привести к перегрузке и способствовать усталости детей. В отношении внеклассных мероприятии для родителей и педагогов нужно их организовывать и избегать больших нагрузок. Здоровый образ жизни должен реализоваться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности - трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. По существу направленность здорового образа жизни выражается в воспитании у подрастающего поколения комплекса оптимальных навыков, умений и жизненных стереотипов, охватывающих рациональную организацию труда, досуга, питания, физической активности, сферу индивидуальной гигиены, сферу семьи, исключающих пагубные привычки. При анализе понятия здорового образа жизни, как в теоретическом отношении, так и в ходе практической работы по его формированию необходимо учитывать три основных компонента: объективные общественные условия, конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие его реализовать, и систему ценностных ориентации, направляющих сознательную активность. Первый компонент - улучшение условий и организации труда, укрепление» материально-технической базы досуга, спорта, научно-технического творчества подрастающего поколения. Второй компонент - выработка конкретных форм жизнедеятельности, позволяющих вести здоровый образ жизни во всех основных сферах (учебной, трудовой, общественной, семейно-бытовой, сфере досуга). Третий компонент формирования здорового образа жизни, образующий его содержательную, смысловую сторону, - выработка системы ценностных ориентации, направляющих индивидуальную жизнедеятельность в русло здорового образа жизни. Таким образом, если ставить задачу перевода основных форм жизнедеятельности подрастающего поколения в контексте здорового образа жизни, то для реального управления этим процессом, помимо объективных условий и конкретных форм деятельности, нужно добиться выработки полезных привычек и усвоения соответствующих ценностных ориентации. При таком подходе формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения, его ценностного обоснования становится неотделимым от становления всех высших социальных потребностей личности. Формирование ценностных ориентации не может вестись стихийно. Это управляемый и координируемый процесс, осуществляемый с использованием всех средств общественного воздействия. Молодые люди должны не только принимать образ жизни, который диктуется им обществом, но и активно к нему стремиться, совершенствовать себя и одновременно совершенствовать собственный образ жизни. При этом важнейшее значение имеет воспитание чувства ответственности за свой образ жизни, активность в отношении здорового образа жизни - это, прежде всего, сознательная активность, основанная на твердых убеждениях, сформированных знаниями об особенностях состояния своего здоровья и факторах, оказывающих существенное влияние на важнейшие показатели здоровья.
|
|