Пятница, 14.12.2018, 16:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Стратегические планы городского развития

Динамичность и эффективность развития экономики любой территории во многом зависят от величины инвестиций, направленных на расширение существующих производственных мощностей, их реконструкцию на современном научно-техническом уровне, развитие социальной инфраструктуры.

Инвестиционная политика является составной частью экономической политики и может осуществляться на различных уровнях управления - федеральном, региональном или муниципальном, преследовать различные цели и задачи. Специфика муниципальной инвестиционной политики связана с тем, что роль и место органов местного самоуправления в системе управления инвестициями определяется, с одной стороны, равенством органов местного самоуправления с другими участниками инвестиционной деятельности в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. С другой стороны, тем, что органы местного самоуправления как носители публично-властных отношений устанавливают и контролируют соблюдение общеобязательных правил инвести­ционной деятельности на территории муни­ципального образования.

Законодательно определение понятия муници­пальной инвестиционной политики не закреплено, а среди ученых и исследователей, специализи­рующихся на исследовании данного вопроса, наблюдается достаточно широкий разброс мнений. Муниципальная инвестиционная политика представляет собой «деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию инвестиций на территории муниципального образования. Другие авторы - А. Саак, О.Колчина, − считают, что сущность инвестиционной политики муници­пального образования гораздо шире, ее можно определить как целенаправленную научно обоснованную деятельность органов местного самоуправления по активизации и стимулированию инвестиционной деятельности, привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципаль­ного образования и, как следствие, улучшения качества жизни населения, образующего местное сообщество. При этом они также предлагают выделять понятие муниципальной инвестиционной стратегии. Под муниципальной инвестиционной стратегией должны пониматься приоритеты, цели и задачи инвестиционной политики муниципального образования.

Основной целью инвестиционной политики является наращивание общего объема инвестиций в экономику и социальную сферу за счет более эффективного использования бюджетных и привлечения внебюджетных ресурсов. В качестве основных задач регулирования инвестиционного развития на муниципальном уровне можно выделить:

1) обеспечение эффективного использования инвестиционных возможностей территории;

2) привлечение ресурсов для инвестиционного развития территории;

3) расширение поля инвестиционной деятель­ности за счет вовлечения в инвестиционный процесс банковского сектора, фондового рынка, инвести­ционных институтов, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов;

4) обеспечение проведения инновационных мероприятий для повышения конкурентоспособности предприятий;

5) содействие развитию отраслей и подотраслей экономики муниципального образования, продукция и услуги которых пользуются устойчивым спросом на рынке;

6) формирование инвестиционного имиджа муниципалитета посредством проведения инвести­ционных выставок, конференций, презентаций.

Для определения содержания муниципальной инвестиционной политики можно применять более широкое понятие - «инвестиционная политика». Региональная и муниципальная инвестиционная политика представляет собой совокупность отношений между законодательными и управленчес­кими структурами территории и субъектами инвестиционного процесса по поводу формирования правовых, экономических и организационных основ его регулирования с целью обеспечения расширенного производства в экономике региона. В то же время, другие авторы отмечают, что муниципальные образования характеризуются целым рядом особенностей инвестирования. Следует выделять следующие особенности инвестиционного процесса, на муниципальном уровне власти:

  • высокий уровень дифференциации социально-экономического развития, обусловленный в первую очередь географическим положением, природными ресурсами, административными особенностями;
  • незначительные бюджетные возможности в сравнении с бюджетами других уровней;
  • низкая степень муниципального нормот­ворчества в области инвестиционных отношений, что в первую очередь связано с разграничением полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти;
  • градообразующий характер большинства инвестиций, играющих помимо финансово-эконо­мической, важную социальную роль;
  • наличие мощных рычагов управления инженерно-кадастровой инфраструктурой;
  • наличие значительных объемов невостре­бованной муниципальной собственности;
  • штатные ограничения в администрациях муниципальных образований, что требует привлечения специалистов, занятых в нескольких специфических областях управления, и не позволяет в должной степени концентрироваться на реализации перспективных инвестиционных решений.

Эти особенности оказывают непосредственное влияние на цели, задачи, формы и методы управления инвестиционной деятельностью. Многие говорят о необходимости применения особого подхода к управлению инвестиционными процессами на местном уровне. К их числу И.Ф.Зинуров относит, в частности, необходимость ориентации инвести­ционных процессов на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образо­вания, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, стимулирование частно-коммерческой инициативы по осуществлению инвестиционных вложений в местную экономику.

На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что муниципальная инвестиционная политика представляет собой с одной стороны особое очень важное направление политики органов местного самоуправления. Одновременно можно отметить специфику целей, задач и направлений инвестиционной политики на муниципальном уровне, обусловленную специфи­ческими задачами муниципальной власти. При этом, муниципальная инвестиционная политика не может рассматриваться в отрыве от инвестиционной политики федерального и регионального уровней власти.

Особенности регулирования инвестиционных процессов проявляются не только на различных уровнях осуществления государственной и муни­ципальной власти, но также на муниципальном уровне среди различных типов муниципальных образований. Этот факт отмечают авторы И.Ф. Зиннуров, И.А. Ситнова, рассматривая в качестве основного фактора, определяющего специфику инвестиционной политики, благополучие социально-экономического развития территории. В.Г. Ярмухаметов также пишет о неравно­мерности распределения инвестиций в основной капитал по муниципальным образованиям и необходимости выделения пяти групп муници­пальных образований. В итоге возникает совершенно обоснованная необходимость форми­рования уникальной инвестиционной политики, соответствующей особенностям, ресурсам и специфическим потребностям каждой конкретной территории. И здесь мы поддерживанием мнение авторов А. Саак, О. Колчиной, которые пишут о необходимости в каждом муниципальном образовании выбора своей модели инвестиционной политики. «Перед органами местного самоуправ­ления сегодня стоит задача определения и выбора своей модели управления инвестиционной деятельностью на территории города, разработке инвестиционной стратегии муниципального обра­зования, адекватной современному состоянию социально-экономического развития территориаль­ной социально-экономической системы».

Основные причины, которые сдерживают приток инвестиционных ресурсов в экономику города, как правило, следующие:

  • отсутствие достаточного количества городской земли для создания новых промышленных предприятий;
  • постоянный рост стоимости ресурсов;
  • снижение численности экономически активного населения;
  • неустойчивое финансовое состояние, характе­ризующееся снижением собственных налоговых доходов и ростом расходов бюджета.

В качестве основных направлений повышения инвестиционной привлекательности городской территории можно выделить следующие :

- разработка и реализация коммуникационной стратегии, направленной на формирование имиджа города, привлекательного для размещения инвестиций;

- совершенствование системы управления инвестиционным процессом за счет передачи части функций муниципальных органов, необходимых для поддержки инвестиционной деятельности, неза­висимой профессиональной структуре (Агентство инвестиций и развития);

- совершенствование инвестиционного законодательства на основе применения либеральной модели инвестиционной политики (предполагает закрепление в соответствующих нормах местного законодательства максимального пакета побу­дительных механизмов для инвестора);

- формирование системы прямого инвестиционного маркетинга, который предполагает выбор целевых инвесторов, заинтересованных в развитии приоритетных секторов.

- развитие бизнес-инфраструктуры, предпо­лагающее инвестирование в строительство совре­менных гостиниц и бизнес-центров, развитие сферы услуг;

- кадровое обеспечение приоритетных инвестиционных проектов.

Применяя более общий подход (по отношению ко всем муниципальным образованиям, а не только к городам), Зиннуров И.Ф., Ситнова И.А предлагают в качестве основных направлений формирования благоприятного инвестиционного климата на муниципальной территории выделить следующие:

- осуществление комплексных действий по привлечению инвестиционных ресурсов на территорию муниципальных образований, в том числе путем использования льгот по местным налогам и сборам, отсрочки платежей, снижения арендной платы и платы за землю и т.п;

- содействие в поиске инвесторов (включая инвестиции из федерального и регионального бюджетов) для реализации инвестиционных проектов на территории муниципальных образований;

- внедрение современных управленческих технологий в процессы регулирования инвести­ционных потоков на муниципальном уровне;

- содействие субъектам малого предпри­нимательства в получении доступа к современным технологиям и оборудованию через развитие лизинга и создание научно-производственных центров;

- создание городских и районных маркетинговых служб, готовящих информацию для потенциальных инвесторов, формирование привлекательного «имиджа» муниципального образования, организация оптовых рынков, ярмарок, выставок и т.п.;

- формирование бизнес-инкубаторов (региональ­ной сети бизнес-инкубаторов) как особой формы взаимодействия органов местного самоуправления и частного бизнеса..

В качестве одного из ключевых факторов инвестиционной привлекательности территории необходимо рассматривать наличие стратегического плана развития.

Так, например, проект «Комплексное развитие монопрофильного города-спутника Среднеуральск в Свердловской области» компании ЗАО «Корпорация «Атомстройкомплекс» вошел в число претендентов на победу в номинации «Лучший проект по комплексному развитию территорий» национальной «Премии развития», учрежденной государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Проект полностью соответствует одному из основных приоритетов Министерства Регионального Развития РФ в направлении развития малых городов.

Основная идея проекта состоит в разработке долгосрочной программы развития города с реализацией механизма Государственно-Частного Партнерства.

Главной целью программы является создание города-спутника удобного для жизни, образования, работы - создание рабочих мест в местах проживания людей.

Поэтапная реализация мероприятий программы позволит произвести обновление и развитие города во всех направлениях: экономика, социально-культурная среда, образование, жилой фонд, инженерная и транспортная инфраструктура.

В структуре развития городского округа очень много важных направлений: индустриальный парк, технопарк, пригородное ЖД-сообщение, новые коммуникации, жилые микрорайоны, автодороги, городские парки, школы и детские сады, объекты спорта и туризма.

Объем инвестиций по проекту составляет 52 млрд руб. Основным инвестором выступает компания «Атомстройкомплекс». Объем бюджетных средств составляет 13,7%.

Результатом реализации проекта является системное обновление и развитие города-спутника созданием качественно новой среды, экономики, снижение трудовой маятниковой миграции для агломерации. Данный проект может быть использован в качестве пилотного проекта в рамках разрабатываемой в настоящее время Федеральной Целевой Программы «Развитие малых городов России (2014-2020) годы.

«Премия развития» - это национальный ежегодный конкурс, учрежденный Внешэкономбанком в 2012 году в целях стимулирования инвестиционной деятельности и формирования привлекательного и благоприятного инвестиционного климата в России. Стратегической целью конкурса является достижение целей по комплексной модернизации и реновации отечественной экономики и устойчивого социально-экономического развития России.

По данным Конкурсной комиссии в этом году в Конкурсе приняли участие 231 проект из 61 региона Российской Федерации. Из их числа 38 заявок поступило из Уральского федерального округа.

Имена победителей станут известны во время торжественной церемонии вручения Премии на Петербургском международном экономическом форуме, который пройдет 22-24 мая 2014 года.

Или еще пример. В г.Уфа Республики Башкортостан реализуются проекты по развитию дорожной и транспортной инфраструктуры.

Столица Башкортостана расположена на полуострове, образованном реками Белая и Уфа и сильно вытянута с севера на юг - на 53 километра. Протяженность с запада на восток при этом составляет 28 километров. Город уникален с точки зрения логистики. Уфа является крупным транспортным узлом, находясь на пересечении железнодорожных, воздушных, речных, трубопроводных и автомобильных магистралей, связывающих европейскую часть России с Уралом и Сибирью. Уфа - единственный город России, кроме Москвы, где сходятся сразу две трассы федерального значения: М7 «Волга» и М5 «Урал». Кроме того, через территорию города проходит знаменитая Транссибирская магистраль. В связи с вышеперечисленным, особую актуальность для города имеет строительство мостов через реки и путепроводов через железнодорожные пути.

Нужно отметить, что в Уфе начато строительство очень важного с точки зрения транспортной логистики объекта - второго моста через реку Белая со стороны микрорайона Затон, который снимет напряженность на въезде в город с северо-западного направления - с трассы М-7. Строительство актуально и в связи с тем, что в Затоне сегодня ведется масштабное возведение жилья.

В Уфе также необходим мост через реку Белая в северной части города. Уже начато его проектирование в створе улицы Интернациональной. Благодаря этому мосту можно будет попасть в северную часть города напрямую, не проезжая через весь город.

В Уфе имеется бессветофорная магистраль - это проспект Салавата Юлаева, который был построен 7 лет назад. Правительство Башкортостана приняло решение о строительстве второй очереди проспекта. Протяженность второй очереди составит 7,5 километров. Проспект Салавата Юлаева выведут к Бирскому тракту, который расположен в северной части Уфы, перенеся на него часть транспортной нагрузки других улиц. Когда проект будет реализован, проспект Салават Юлаева станет самой длинной в России улицей, не имеющей светофоров, по которой можно будет без задержек проехать из южной части города в северную, и наоборот.

Что касается транспортной развязки на Тимашевском переезде - это один из наиболее актуальных вопросов для столицы Башкортостана. Переезд расположен на северном въезде в город. Здесь автомобильная дорога пересекается с железнодорожными путями, связывающими мощный нефтеперерабатывающий комплекс с Транссибирской магистралью.

Особенно остро необходимость возведения подобного сооружения для пропуска потоков автотранспорта ощущают жители северных районов города - Инорса и Черниковки. Ежедневно утром и вечером на Тимашевском переезде скапливается огромное количество машин. Это неблагоприятно отражается на экологической обстановке, люди вынуждены терять время в пробках.

В настоящее время Администрация Уфы, при поддержке руководства республики, начала реализацию столь необходимого городу инфраструктурного проекта. Его реализация позволит решить одну из застарелых проблем северной части Уфы и внесет значительный вклад в дальнейшее развитие Калининского и Орджоникидзевского районов. Сегодня эти два района столицы Башкортостана находятся под особым вниманием. Активно решаются вопросы по созданию в них современной социальной инфраструктуры, призванной сделать жизнь в Инорсе и Черниковке более комфортной и удобной. Строительство Тимашевского переезда в этом плане - одна из приоритетных задач.

У Уфы уже есть опыт строительства подобных инфраструктурных сооружений. Например, важнейшим объектом 2013 года стал Демский путепровод, построенный на юго-западном въезде в центральную часть города. В техническом плане проект оказался достаточно сложным для реализации. Во-первых, данное направление движения сильно перегружено. К тому же, здесь располагаются коттеджные поселки, районы перспективной застройки. Огромное значение имеет и железная дорога, расположенная под путепроводом и являющаяся частью знаменитой Транссибирской магистрали. Уникальность строительства заключается в том, что оно проводилось без перекрытия движения по железной дороге.

Длина всего путепровода составила 168 метров, расчетная скорость движения автомобилей - 60 километров в час. Строительство обошлось в 1 миллиард 634 миллиона рублей. Деньги выделены из республиканского бюджета.

Благодаря путепроводу жители Демского района Уфы забыли об «узком горлышке» на въезде в центральную часть города. Эта проблема была актуальной на протяжении многих лет, но, благодаря поддержке республиканских властей, ее удалось снять.

В целом, за последние два года Уфа серьезно продвинулась вперед в решении транспортных проблем. Капитально отремонтировано и расширено около 50 улиц столицы Башкортостана, что смягчило напряженность на дорогах города, связанную с ростом количества автотранспорта.

Необходимость в строительстве подземных пешеходных переходов назрела уже давно, однако лишь в последние два года город активно взялся за эту работу. До этого они не строились в Уфе порядка 30 лет.

В 2013 году в эксплуатацию были введены два подземных пешеходных перехода - на остановках общественного транспорта «Юношеская библиотека» и «Бульвар Славы» по проспекту Октября. Финансирование осуществлялось из городского бюджета. Построенные переходы имеют огромное значение. До сооружения объектов эти участки проспекта Октября считались одними из самых опасных в Уфе. Здесь достаточно часто происходили наезды на пешеходов. К сожалению, не обходилось без жертв и тяжелых травм. Переходы позволят полностью исключить пересечение транспортного и пешеходного потоков на одном уровне, что сведет к минимуму возможность дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, транспорт будет проезжать здесь без лишних долгих остановок, соответственно, уменьшится концентрация выхлопных газов.

Активизация строительства переходов связана и с расширением основных городских улиц. Подземные пешеходные переходы, построенные до расширения дорог, в будущем могли попасть в зону расширения, что потребовало бы дополнительных затрат на их реконструкцию. Соответственно, единственным логическим решением при развитии дорожно-транспортной инфраструктуры в данном направлении является строительство подземных пешеходных переходов после расширения дорог. Кроме того, увеличение пропускной способности дорог позволяет перераспределять транспортные потоки во время строительства переходов, перекрывать дороги поэтапно, а не полностью, сокращая тем самым до минимума неудобства для автовладельцев.

Всего в городе до 2025 планируется построить порядка тридцати пяти подземных и надземных пешеходных переходов.

Скоростные виды городского общественного транспорта - понятие неформализованное и крайне размытое. Если отталкиваться от определения директора Института транспорта Пермского политехнического университета Михаила Якимова - то это решения, позволяющие доставить человека из пункта «А» в пункт «Б» за минимальное время. К таким решениям принято относить метро, скоростной трамвай, метробус (или Bus rapid transit, BRT), монорельс, канатные дороги и так далее.

Если касаться в целом транспортной структуры, то Уфа делает ставку на несколько видов транспорта. Так как город сильно вытянут с юга на север, альтернативы общественным маршрутам сегодня не существует. В городе должны развиваться системы трансмодальных перевозок, когда по основным транспортным линиям будет курсировать современный общественный транспорт - скоростной трамвай и метробус. А связь этих линий с отдаленными районами, межквартальными дорожными сетями, должны осуществлять маршрутные автобусы. Сейчас вопрос - за выбором оптимального маршрута для линий современного общественного транспорта.

Идею поддержали и зарубежные эксперты, посетившие Уфу во время градостроительного форума «UrbanБайрам». Например, итальянский инженер по транспорту Лука Гуала предложил в качестве решения проблемы пробок строить в Уфе дороги для метробусов и трамваев-поездов. Они оптимальнее всего соотносят затраты на строительство с пропускной способностью, обладая при этом большой скоростью перемещения. Мы уверены, что развитие современных видов общественного транспорта позволит переосмыслить отношение к нему среди горожан - уфимцы начнут отдавать предпочтение удобным и комфортным пассажирским рейсам. А на улицах уменьшится количество личного автотранспорта.

Реализацией проекта метробус в Уфе уже заинтересовался крупный турецкий инвестор, имеющий опыт строительства подобных линий в Стамбуле, и способный в кратчайшие сроки собрать команду для реализации проекта в Уфе «под ключ». При условии прохождения всех конкурсных процедур, компания сможет реализовать проект за два года.

Согласно требованиям городской Администрации, турецкие инвесторы планируют во время начальной фазы проложить 23-километровый маршрут, который начнется в аэропорту города Уфы и продолжится до района улицы Сельская Богородская. В ходе второй фазы общая длина маршрута увеличится до 55 километров. Месторасположение дополнительного коридора (либо коридоров) будет определено по согласованию с муниципалитетом.

Турецкая сторона предложила к внедрению два варианта метробуса: классический, используемый сегодня, в частности, в Стамбуле и работающий на газовом топливе; второй вариант - метробус нового поколения с гибридным электро-газовым двигателем. Оба варианта представляют собой сочлененные автобусы, 18-ти и 24-х метровой длины.

При одобрении муниципалитета и прохождении конкурсных процедур, турецкая компания планирует действовать в качестве координатора сводного проекта и объединить консорциум инвесторов, который будет включать промышленных и финансовых инвесторов. Конкретная форма муниципального участия будет определена после того, как завершится анализ экономической целесообразности и анализ реализации проекта.

Участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности осуществляется по разным направлениям. Так, для финансирования инвестиционных проектов на конкурсной основе размещаются средства местных бюджетов на возвратной и срочной основе, с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых нормативно-правовыми актами о местных бюджетах, либо на условиях закрепления в муниципальной собственности части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы местных бюджетов. Источниками инвестиций в объекты социальной сферы, жилищного строительства, коммунального хозяйства города могут являться также средства федерального, областного и муниципального бюджетов, привлеченные средства финансово-кредитных учреждений и собственные средства предприятий.

При рассмотрении организационных меха­низмов осуществления инвестиционной политики наблюдается еще большее многообразие. На сегодняшний день количество применяемых как в отечественной, так и зарубежной практике инструментов насчитывается более сотни, и оптимальные инструменты, применимые для любого муниципального образования, пока еще не сформированы. В качестве основных инструментов можно выделить: муниципальный заказ на производство нужной продукции; льготное налого­обложение производства нужной региону продукции; гарантии администрации кредитным организациям по возврату выданных инвесторам кредитов; дотации инвесторам в связи с временной невыгодностью производства нужной продукции; проведение конкурсов и торгов на право производить нужную для территории продукцию; ценовые компенсации на продукцию инвестора, в которой нуждается администрация региона.

Также следует отметить важность развития механизма частно-муниципального партнерства как инструмента привлечения дополнительного финансирования, а также управление земле­пользованием, формирование привлекательного образа местного сообщества в целях привлечения покупателей из других городов и регионов, создание представительских характеристик территорий в условиях конкуренции за привлечение выгодных инвесторов, местоположение корпораций. Его рекомендации подходят скорее для городов.

Решению социально-экономических проблем развития муниципальных образований может спо­собствовать создание бизнес-инкубаторов, основ­ными целями которых является создание благоприятных условий для организации и становления новых предприятий, ориентированных на местную экономику, участие в формировании поэтапной комплексной системы развития и поддержки предпринимательской деятельности, а главное, содействие развитию цивилизованного, профессионального и грамотного предприни­мательства.

В процессе управления территориями необходимо применять современные управленческие технологии, в том числе муниципальный маркетинг, использование которого означает превращение местных органов власти в особого рода партнера для предпринимателей, способного не только учитывать индивидуальность своей территории при принятии решений по ее комплексному социально-экономическому развитию, но и осуществлять взаимодействие между органами власти и целевыми рынками: производителями, потребителями, инвесторами, новыми жителями, туристами и другими.

Городская политика играет исключительно важную роль в развитии территории, стимулировании экономического развития и модернизации социальной сферы. Она может рассматриваться как одна из составляющих социально-экономической политики, с одной стороны, или как часть инвестиционной политики. Цели и задачи, а также направления инвестиционной политики на муниципальном уровне существенно зависят от типа муниципального образования, особенностей его развития. Многие специалисты склоняются к идее о том, что в каждом муниципальном образовании должна формироваться своя уникальная система управления муни­ципальными инвестициями на основе применения различных инструментов, определения целей и задач, объектов и субъектов регулирования инвести­ционных процессов.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика