Суббота, 27.07.2024, 05:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Стратегический анализ внутренней и внешней среды муниципального образования

Стратегическое планирование осуществляется на высшем уровне управления и осно­вано на решении следующих задач: разработки стратегических целей; оценки возможностей и ресурсов; оценки альтернативных путей деятельности; определения стратегии на перспективу; подготовки детальных оперативных планов, программ и бюдже­тов; оценки деятельности на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.

Исходя из необходимости решения перечисленных выше задач в процессе раз­работки стратегии проводятся: оценка потенциала организации, ее возможностей и ре­сурсов для достижения общих целей: анализ внутренних факторов, обеспечиваю­щих рост и укрепление позиций организации (экономических, технологических, социаль­ных); анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на при­способление к изменившимся условиям и возникшим ситуациям; оценка альтерна­тивных направлений деятельности организации и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей; принятие решений, взятых за основу при разра­ботке долгосрочных планов функционирования и развития организации [15].

Руководители оценивают внешнее окружение по трем параметрам:

1.Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии.

2.Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы.

3.Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.

Таким образом, анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством, которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы [17].

Для развития города возможности - это положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению доходов местного бюджета, повышению качества жизни населения.

Это,   например,   выгодное географическое положение, развитие близлежащих территорий, государственные программы, наличие потенциальных инвесторов и т.д.

Угрозы - это отрицательные тенденции и явления, которые могут привести при отсутствии соответствующей реакции городской власти к значительному снижению качества жизни жителей города. Это, например, несовершенство правового законодательства, неблагоприятные демографические изменения, политическая нестабильность, экологические проблемы и т. д. [17].

Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и времени на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

1 .Где сейчас находится организация?

2.Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем?

З.Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором она сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство? [17].

Более узкие цели анализа связаны с формированием и оценкой инвестиционных решений, а также развитием конкурентных преимуществ.

Из выше сказанного следует, что анализ внешней среды, ее потенциала и тенденций развития способствует определению стратегии поведения организации и проведения этой стратегии в жизнь.

Разработка стратегии предполагает организацию коллективной работы специалистов (внутренних экспертов или внешних консультантов) и руководителей в самых разнообразных формах: это может быть мозговой штурм, работа в группах, которые поддерживаются высшим руководством, обеспечиваются необходимой информацией о факторах внешней среды.

В последнее время проблемам внешней среды организации и её воздействия на управление уделяется достаточно много внимания, но было бы ошибкой попытаться проанализировать и учесть все факторы внешней среды. Руководство организации должно учитывать в первую очередь те факторы, которые решающим образом влияют на организацию. Поэтому разработаны определённые приёмы анализа внешней среды, которые используются в стратегическом управлении. Одним из приёмов подобного анализа предлагается так называемый SWOT (СВОТ)-анализ. Внешний анализ - часть SWOT-анализа. Он является одним из первых этапов стратегического планирования. Идея заключается в следующем: а) определение и понятие возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем; б) определение стратегических альтернатив.

SWOT-анализ внешнего окружения предлагается разбить на ряд этапов.

На первом этапе изучаются факторы макроокружения фирмы.

На втором - факторы микроокружения.

Их рассматривают с целью определения их влияния на функционирование фирмы.

На третьем этапе изучаются стратегические и тактические возможности организации, необходимые для роста её силы. Четвёртый этап предполагает изучение стратегических и тактических угроз организации, необходимых для уменьшения слабых сторон.

Для успешного анализа внешнего окружения этим методом важно не только вскрыть возможности и угрозы, но и уметь их оценивать с точки зрения важности и степени влияния на стратегию организации.

Пятый этап - заключительный. Необходимо оценить относительную значимость для организации отдельных факторов внешней среды. Сделать это можно с помощью метода составления профиля внешней среды.

SWOT-анализ, при умелом использовании, позволяет правильно сориентировать организацию и её деятельность, выбрать тактику и стратегию. Одно из главных преимуществ анализа заключается в том, что при проведении могут учитываться как крайние, так и наиболее вероятные варианты развития событий, основанные на предположениях и прогнозах, которые стоят за анализом. Вместе с тем возникает недостаток SWOT-анализа в том, что подобная оценка чрезвычайно сложна. Однако методику SWOT-анализа широко используют во многих отраслях экономических исследований [17].

Поиск