Пятница, 17.08.2018, 21:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Структура концепта

Развиваясь, человек пользуется всё более сложными языковыми единицами. Работая над обогащением активного словаря, изучая фонетику слова, его грамматику, словообразование, мы проводим работу с концептами, опираясь на системный подход в обучении иностранному языку с учётом не только значения слова, но и его смысла, его философии. Поэтому логично и целесообразно использование концептов как одного из аспектов формирования ценностно-ориентированной языковой картины мира. Формированию концептуальной системы помогает концептоцентрическая методика, рассматривающая национальный концепт как словесно выраженную содержательную единицу национального сознания, которая включает понятие, но не исчерпывается им, обогащается культурными смыслами и индивидуальными ассоциациями, изменяется вместе с развитием отечественного языка и культуры.

Профессоры Воронежского государственного университета З.Д. Попова, И.А. Стернин пришли к выводу, что концепты в сознании человека возникают в результате деятельности, опытного постижения мира, социализации, складываясь из:

а) его непосредственного чувственного опыта - восприятия мира органами чувств;

б) предметной деятельности человека;

в) мыслительных операций с уже существующими в сознании человека концептами;

г) языкового знания (концепт может быть сообщён, разъяснён человеку в языковой форме);

д) путём сознательного познания языковых единиц.        

Концепт рождается как образ, но способен постепенно превращаться из образа чувственного в мыслительный. Образ холода лежит в основе концепта «страх», поэтому и существуют выражения «дрожать от страха», «зуб на зуб не попадает», «мороз по коже продирает», «дрожь пробегает по спине», «кровь стынет» и т.д.

Концепт состоит из компонентов (концептуальных признаков), объективного или субъективного мира, поэтому рассматривается как элемент национальной концептосферы. Концепты могут быть личными («каляка-маляка» - о чем-то страшном), возрастными («счастье», «радость»), общенациональными - «душа», «тоска», «кручина», «Родина».

Концепт имеет «слоистое» (по определению Ю.С. Степанова) строение. Разные слои - результат культурной жизни разных эпох. Концепт складывается из исторически разных слоёв, различных и по времени образования, и по происхождению, и по семантике, и включает в себя:

  1. основной (актуальный) признак;
  2. дополнительный (пассивный, исторический) признак;
  3. внутреннюю форму (этимологический признак).

Лингвокультурный концепт многомерен, поэтому есть различные точки зрения на его структуру. Каждый концепт - сложный ментальный комплекс, включающий в себя, помимо содержания, ещё и оценку, отношение человека к тому или иному отражаемому объекту и другие компоненты:

  1. общечеловеческий или универсальный;
  2. национально-кульурный, обусловленный жизнью человека в определённой культурной среде;
  3. социальный, определяемый принадлежностью человека к определённому социальному слою;
  4. групповой, обусловленный принадлежностью языковой личности к некоторой возрастной или половой группе;
  5. индивидуально-личностный, формируемый под влиянием личностных особенностей - образования, воспитания, индивидуального опыта и психофизиологических особенностей.

- Контрольные работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика