Суббота, 21.04.2018, 20:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Субъект и объект налога на имущество организаций

Налогоплательщиками налога на имущество согласно нормам пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса России признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса России, а именно:

- российские организации (в том числе и некоммерческие организации), имеющие на балансе основные средства;

- иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, у которого есть основные средства, имущество, полученное по концессионному соглашению;

- иностранные организации, не имеющие постоянного представительства, но владеющие недвижимым имуществом на территории Российской Федерации, которое принадлежит им на праве собственности или получено ими по концессионному соглашению.

Организации, состоящие на специальных налоговых режимах (системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенной системе налогообложении, системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.

Иностранная организация признается налогоплательщиком в двух случаях. При осуществлении деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство, у которого есть основные средства, а также в случае, если иностранная организация не имеет на территории Российской Федерации постоянного представительства, но владеет на праве собственности или получила по концессионному соглашению недвижимое имущество, которое находится на территории Российской Федерации.

Процесс построения понятия "финансово-правовой режим имущества организаций как объекта налога" формируется из трех этапов.

I. Общее значение слова "режим" в языке безотносительно к языку научного знания в крайне низкой степени влияет на процесс построения исследуемого понятия. Так, "режим" в значении, наиболее близком по отношению к исследуемому, определяется как: способ управления, совокупность административных мероприятий; условия деятельности, работы, существования чего-н.; точно установленный порядок дел, действий; условия существования, функционирования чего-л.; установленный порядок какой-н. деятельности.

Сделать вывод о содержании исследуемого понятия на основе общего анализа языка не представляется возможным, поэтому необходим переход к языку социально-гуманитарного знания.

Финансово-правовой режим существует в науке финансового права не только применительно к имуществу организаций как объекту налога. В качестве примера можно выделить недавнее исследование А.С. Куликова, посвященное финансово-правовому режиму валютных операций в Российской Федерации (далее - РФ). Данный автор, выделяя элементы финансово-правового режима валютных операций, рассматривает и вопрос его тождественности понятию "валютно-правовой режим".

II. Понятие "правовой режим" широко известно в теории права. Г.С. Беляева делает важное указание на то, что сложилось несколько основных подходов к определению правового режима:

1. Как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств (В.Б. Исаков).

2. Как порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования (С.С. Алексеев).

3. Как результат регулирующего воздействия на общественные отношения систем (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений (Л.А. Морозова); особого порядка регулирования, выражающегося в определенном сочетании юридических средств и создающего желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права (исследованные выше позиции А.В. Малько, Н.И. Матузова и ряда других ученых). Г.С. Беляева, понимающая под правовым режимом упорядоченную совокупность (систему) правовых средств, в рамках которой правовые средства сочетаются строго определенным образом, тесно взаимосвязаны и действуют комплексно, создают определенную атмосферу правового регулирования - степень благоприятности (неблагоприятности) для удовлетворения интересов субъектов права, проводит глубокую научную работу в данной области.

В науке широко известны позиции по поводу правового режима, которые выдвигают А.В. Малько, а также Н.И. Матузов и В.Л. Кулапов. Указанные авторы понимают правовой режим как особый порядок правового регулирования. Он выражается в определенном сочетании юридических средств и создает желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

На неоднозначность подходов к правовому режиму указывают многие ученые. Так, С.Н. Братановский отмечает два общих момента во взглядах на правовой режим. Первый из них заключается в том, что правовой режим рассматривается авторами в качестве специфического регулятора общественных отношений (кроме Л.А. Морозовой, рассматривавшей правовой режим не как регулятор, а как результат регулирующего воздействия). Согласно второму моменту в правовой режим включается некая совокупность средств или мер.

III. Окончательное построения понятие "финансово-правовой режим имущества организаций как объекта налога" предусматривает ответ на два вопроса.

1. Данный режим является именно финансово-правовым, а не налогово-правовым, что, помимо фактора отраслевой принадлежности налогового права России, подтверждается примером налога на имущество организаций. Действительно, общественные отношения складываются по поводу признания имущества организаций объектом налога (в целях данной статьи объект налогообложения понимается так, как данный элемент юридической конструкции налога указан в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ)).

Например, в соответствии с п. 1 ст. 374 части второй НК РФ объекты налогообложения для российских организаций - это движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 части второй НК РФ, в установленном для ведения бухгалтерского учета порядке на балансе в качестве объектов основных средств. В этом случае необходимо обращение к Приказу Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 N 2689).

Кроме того, принципиальным моментом является связь финансово-правового режима имущества организаций как объекта налога с тематикой налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ. В данном случае речь идет не об известном разграничении отношений по уплате налогов, регулируемых налоговым законодательством, и регулируемых бюджетным законодательством отношений по зачислению средств, поступивших от уплаты налогов в бюджет. Имеется в виду значение конкретных налогов для бюджетной системы, это позволяет выделить, какой налог следует считать ядром финансово-правового режима имущества организаций как объекта налога, что четко прослеживается на примере налога на имущество организаций, транспортного налога и земельного налога.

Актуальным аспектом корректировки содержания финансово-правового режима имущества организаций как объекта налога является введение налога на недвижимое имущество, необходимо в связи с этим подчеркнуть не принадлежность указанного режима налоговому праву, а его встроенность в систему финансового права России.

Наличие трехуровневой бюджетной системы, но при этом, на что обращает внимание Э.Д. Соколова, со значительными элементами централизации, предопределяет и необходимость исследования взаимодействия финансово-правового режима имущества организаций как объекта налога и бюджетной системы РФ. Именно практика применения норм бюджетного права, с нашей точки зрения, в значительной степени позволяет говорить о налоге на имущество организаций как о ядре финансово-правового режима имущества организаций как объекта налога, причем не с точки зрения теории, а с позиций практики функционирования российской бюджетной системы.

2. Конструкция "имущество организаций как объект налога" также требует пояснения. Взаимосвязь налогового права и гражданского права проявляется в вопросе определения понятия имущества в НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 38 части первой НК РФ под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Можно согласиться с М.В. Карасевой (Сенцовой), утверждающей, что термины гражданского законодательства, используемые в НК РФ в ином значении, являются терминами налогового права, к таким терминам в НК РФ относится и понятие "имущество".

Мы считаем, что в финансово-правовой режим имущества организаций как объекта налога включаются только имущественные налоги. К этому выводу можно прийти, проанализировав характеристику объекта налогообложения по конкретным налогам, что, в свою очередь, связано с различиями понятия имущества в гражданском и налоговом праве России. Особое место в финансово-правовом режиме занимает налог на имущество организаций.

- Контрольные работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика