Пятница, 29.03.2024, 10:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Понятие «самовоспитание» - определение, значение, задачи и сущность, роль в развитии личности

Самовоспитание - это система воздействий на самого себя с какой-либо определенной индивидом целью.

Самовоспитательное воздействие имеет следующую структуру: предварительный самоанализ своего внутреннего психического мира; выделение тех или иных компонентов, которые не удовлетворяют личность; определение первоначальных методов - самоприказ, самоограничение, самолишение, самонаказание и др. за действия, подлежащие вытеснению из психических процессов и состояний.

Переход самовоздействия как временного импульсивного на более высокий качественный уровень как систематическое самовоздействие происходит постепенно в системе эвристических бесед, дискуссий, чтения литературы, просмотра телепередач и т.п. Самовоспитание как целостное деятельностное направление детерминировано противоречием между потребностями индивида в том или ином знании, умении, навыке, психологии и той системой воспитания, которая не смогла сформировать этот комплекс с опорой на свои традиционные методы. Это противоречие извечно, исходит из глубин прошедших веков существования человечеств.

Самовоспитательная деятельность, как и любая деятельность, имеет в своей основе ряд методологических принципов. Одним из важнейших является принцип научности. Принцип научности означает, что в организационный период, предшествующий самовоспитанию, индивид должен познать себя, свой внутренний психический мир по валидным и надежным тестам, искренне отвечая на вопросы теста и правдиво выполняя тестовые задания, определяя то или иное свое свойство, качество по предлагаемым учеными формулам и ключам и содержащейся после каждой методики интерпретации результатов. Это позволит индивиду на научной основе определить:

1. Что необходимо вытеснить из своих психических процессов и состояний: скверные манеры общения (гримасы, сквернословие, перебивание собеседника); вспыльчивость, несдержанность в процессе переговоров и взаимодействия; неуважение чужого мнения; гипертимность (чрезвычайную болтливость); фатическое общение (глупое, бессодержательное общение); грубость по отношению к близким; подхалимаж и многие другие негативные свойства и качества.

2. Как, каким образом совершенствовать и развивать положительные качества, выявленные в процессе самоисследования.

3. Какие новообразования необходимо сформировать в своей психической жизнедеятельности: какие научные труды положить в основу этого формирования.

Следующий принцип - целесообразность самовоспитания, саморазвития, самообразования. Каждое качество, новое психическое состояние должно преследовать определенную цель, достижение которой есть продукт, удовлетворяющий личностные и общественные потребности. В противном случае самовоспитание может получить нежелательное направление и трансформироваться в эгоистический комплекс, в карьеризм, а основная цель повысить свою конкурентоспособность на рынке труда останется недостигнутой.

Перспективность самовоспитания - следующий принцип - означает, что индивид представляет образ своего будущего, стремится к его реализации в своей психической жизнедеятельности, на работе, в своей семье и т.д.

Системность самовоспитания означает, что самовоспитательный процесс должен носить плановый характер, отображенный в текстовом плане, графиках, таблицах и т. д. План не дает возможности индивиду для расслабления, для ухода в мир развлечений, бессознательного общения, праздного безделья. Любые виды деятельности, в том числе и отдых, ночной и в течение дня, его виды и формы планируются в рамках определенного времени и сочетаются с конкретными видами умственной и физической работы.

Принцип учета и контроля продуктов самовоспитания -следующий принцип, означающий анализ психических самообразований, планируемых индивидом и осуществляемых им в определенные дни и часы. Человек должен ответить на такие вопросы:

- удалось ли мне настолько вытеснить свою акцентуацию характера из своих психических процессов?

- каким видом творческой деятельности я овладел за прошедшее время с достаточной полнотой? Какие нерешенные проблемы в этом направлении остались и что необходимо предпринять для их решения?

- удалось ли и в какой степени повысить интеллектуальный уровень, конкурентоспособность, интеллектуальность, коммуникативность, лидерские качества?

Отвечая на поставленные и другие вопросы, индивид начинает ясно осознавать значимость самовоспитания, и это осознание становится дополнительным стимулом и фактором его творческого саморазвития и самообразования.

Организационная мобильность и гибкость - следующий принцип самовоспитания. Он означает резервирование времени на этот вид деятельности, которое может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от характера основной работы индивида, сроков отпуска, времени года и индивидуальных особенностей самовоспитателя.

Лучшим временем самообразования, саморазвития, самоформирования творческих потенциалов могут быть, по гипотетическому суждению - ранние утренние часы до обеда в выходные дни (и в другие дни в зависимости от графика основной работы), а лучшим временем для самовоспитания являются вечерние часы после основной работы. В это время индивид в спокойной обстановке, как правило, может заняться следующим:

- внимательно проанализировать прошедший день, выделить наиболее существенные результаты его, определить время, растраченное неэффективно, и объяснить самому себе  - почему это произошло;

- построить предположительные диалоги на будущий день и произнести их в речи про себя, кратко записать наиболее удачные речевые конструкции;

- внести при необходимости в план самовоспитания, саморазвития творческих потенциалов необходимые коррективы и дополнения, сформировавшиеся в это время в сознании;

- провести аутотренинг по вытеснению из своего характера каких-либо негативных черт и замене их положительными качествами.

Безусловно, могут быть и другие варианты реализации обозначенного принципа.

Принцип включения защитных свойств психики означает, что индивид может оказаться в условиях, неадекватных его благородным целям и его мужественной работе над своим совершенствованием.

В процессе психической жизнедеятельности, по дороге на работу, в общественном транспорте, в магазинах и на рынках, иногда даже на работе могут возникать непредвиденные и непредсказуемые ситуации, которые, как показывают наблюдения, всегда имеют общий рисунок - негатив, и тогда необходимо реализовать обозначенный выше принцип.

Варианты его реализации самые различные - от полного безразличия до интеллектуального диалога. Реализация этого принципа позволит индивиду сохранять свое психическое здоровье, не отклоняться от своих жизненных целей, не отвлекаться на ненужные ему переживания.

Таким образом, начало самовоспитания для каждого индивида - процесс сложный, противоречивый, содержащий много возражений внутреннего диалога. Однако, как свидетельствуют данные бесед, проведенных с различными людьми, начавшийся процесс самовоспитания быстро «захватывает» сознание индивида, становится увлекательным, а получаемые им положительные результаты, особенно результаты повышения стабильности на основной работе, укрепление социального статуса, продвижение по службе, рост авторитета в социальной среде и др. стимулируют его дальнейшее самовоспитание в более интенсивном темпе.

 

- Вам это пригодится:

- Самообразование - определение, значение, задачи и сущность, роль в развитии личности

Понятие самовоспитание - определение, значение, задачи и сущность
Поиск