Суббота, 24.02.2018, 16:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Теория конкурентного преимущества по М. Портеру

Для выживания или победы в жесткой конкурентной борьбе любая система, будь то страна, или фирма, должна иметь определенные преимущества перед своими конкурентами. Практически в любой современной книге по конкуренции, конкурентным преимуществам или конкурентоспособности имеются ссылки на фундаментальную книгу "Международная конкуренция" Майкла Портера, изданную в 1990 г. в США, в 1993 г. - в России. Глобальные исследования в течение нескольких лет проводила основная группа из 24 человек - ученых и специалистов США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Швеции, Дании, Кореи, Швейцарии.

В связи с чем, рассмотрим основные положения теории конкурентного преимущества Майкла Портера. М. Портер рассматривает следующие стадии конкурентоспособности страны:

1. Стадия факторов производства.

2. Стадия инвестиций.

3. Стадия нововведений.

4. Стадия богатства.

На первых трех стадиях происходит экономический рост страны, а на последней стадии, стадии богатства, наблюдается спад конкурентоспособности.

Детерминанты конкурентного преимущества страны, или же национальный «ромб», представляет собой систему, компоненты которой взаимно усиливаются. Другими словами, наблюдается синергетический эффект конкурентоспособности. Каждый детерминант влияет на все остальные. Так, большой спрос на продукцию фирмы сам по себе не даст ей конкурентного преимущества, если острота конкуренции недостаточна, чтобы фирма приняла этот спрос к сведению. Кроме того, преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других. Причем, конкурентное преимущество на базе только одного-двух детерминантов возможно лишь в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало приморозить" или изменить структуру отрасли и тем самым дать возможность фирмам одной страны обойти фирмы другой. Во многих отраслях такие "случайности" немало способствовали смене позиций в конкурентной гонке.

Действия правительства в лице государственных учреждений любого уровня могут и усилить, и ослабить конкурентное преимущество страны. Особенно четко это видно при анализе влияния политики правительства на каждый из детерминантов. В целом же, повторим, государственная политика, проводимая без учета ее влияния на систему детерминантов, с равным успехом может подорвать конкурентное преимущество страны, но может и усилить его.

По М. Портеру стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, не важно, действуют они только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, здесь суть конкуренции выражается пятью силами.

Пять сил конкуренции предопределяют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли. Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли, потому что они привносят в нее новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка сбыта, тем самым, снижая позиционную прибыль.

По М. Портеру, позицию компании в отрасли определяет именно конкурентное преимущество. В конечном итоге, компании обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество, как правило, делится на два основных вида: более низкие издержки, и, дифференциация товаров, услуг. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурента. Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.

Конкурентное преимущество компании определяется тем, насколько четко она может организовать связи с поставщиками и потребителями. Лучше организовав эти связи, она может приобрести конкурентное преимущество. Регулярные и своевременные поставки могут снизить операционные расходы фирмы и позволят уменьшить требуемый уровень запасов.

М. Портер отмечает, что конкурентное преимущество получают те компании, которые:

- базируются в тех странах, которые позволяют наиболее быстро накопить специализированные ресурсы и навыки;

- если возможны постоянные капиталовложения;

- если совпадают интересы владельцев компании, менеджеров и персонала;

- в стране своего местонахождения для компании имеется более доступная и точная информация о потребностях в товарах и технологиях.

По М. Портеру, продолжительность удержания конкурентного преимущества зависит от:

- количества имеющихся у фирмы явных источников конкурентного преимущества,

- источника преимущества;

- активности, мобильности в модернизации производства и других видов деятельности компании.

Выводы:

1. На современном стадии мирового экономического развития конкуренция, как двигатель научно-технического, экономического, социального, политического развития общества, вынуждает фирм-производителей товаров постоянно искать пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса потребителей товара на конкретном рынке, снижения эксплуатационных затратна его использование. В сложившейся ситуации, именно конкуренция и конкурентоспособность становятся объективной, движущей силой развития современного общества в целом.

2. Теория конкуренции, разработанная и предложенная М.Портером, является фундаментом конкурент­ного поведения предприятия на рынке, а также описывает схему обеспечения пре­имуществ над конкурентами, являясь центральным стержнем, контуром в стратегиче­ской ориентации предприятия на микроуровне, а также страны - на макроуровне.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика