Понедельник, 21.05.2018, 23:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Территория Российской Федерации: понятие и состав

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции территория РФ включает территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, в пределах которых осуществляется единая государственная власть.

Данное положение нередко подвергается критике из-за соединения в нем двух подходов - географического (физического) и политического (государственно-политического). Так, А.Н. Лебедев пишет о соединении в указанной выше норме, определяющей состав территории суверенного государства, физического и политического подходов. "С одной стороны (физический подход), перечислены лишь некоторые компоненты земной поверхности, образующие государственную территорию: территориальное море, внутренние воды, воздушное пространство, однако почему-то не указаны суша (сухопутное пространство) и недра. С другой стороны (политический подход), установлено, что в состав территории РФ входят территории субъектов РФ, но без указания на конкретный компонентный состав (физические среды)".

С.Н. Бабурин под составом территории понимает лишь геолого-географическое строение, а в политическом смысле использует термин "структура территории", что в принципе верно, поскольку под структурой обычно понимается строение, внутреннее устройство. В общефилософском смысле структура (лат. structura - строение, расположение) - это взаимообусловленная совокупность связей элементов в составе системы, определяющая ее качественную специфику или целесообразный способ связи элементов системы, устойчивое единство элементов, их отношений и целостности. Связь элементов в структуре подчиняется диалектике взаимоотношения целого и частей. В современном научном понимании структура означает не просто строение, устройство чего-либо, не просто взаимосвязь и взаиморасположение составных частей, а устойчивую упорядоченность связей между ними, внутреннюю организацию системы.

С этой точки зрения территория РФ представляет собой системное территориальное целое, частями которого являются субъекты РФ.

Подчеркивая значение для определения структуры разграничения статики и динамики связей в объекте, Л.Б. Тиунова отмечает, что "структура несет тип, способ связей, совокупность устойчивых взаимосвязей, обеспечивающих целостность объекта, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Иными словами, это понятие выражает то, что остается неизменным при различных преобразованиях системы, ее основную константу". Данное утверждение полностью справедливо в отношении единой территории государства.

Правовое регулирование территории как объекта общественных отношений (правовой режим государственной территории) осуществляется преимущественно национальными законами и иными правовыми актами государства. В федеративном государстве признается территориальная юрисдикция его субъектов, т.е. полномочия органов власти субъектов РФ в пределах их территории, которая не может быть изменена без их согласия. Кроме того, субъекты РФ регулируют вопросы своего административно-территориального и муниципально-территориального устройства.

Основными составляющими общефедеральной территории, т.е. ее государственно-территориальными единицами, являются субъекты РФ. В научной литературе субъекты федерации определяются как государственные или государственно-территориальные образования, обладающие определенной политической самостоятельностью; относительно самостоятельные государственные образования; территориальные или национально-территориальные образования, обладающие самостоятельным государственно-правовым статусом. В Конституции РФ, установившей несколько типов субъектов РФ, республики именуются государствами, в отношении иных субъектов какого-либо определения не приводится. Конституция признает территориальные единицы субъектами РФ, определяя состав Российской Федерации (ч. 1 ст. 5) и перечисляя название каждого из субъектов РФ (ч. 1 ст. 65). Это позволяет отличать субъекты РФ от иных территориальных единиц государства, не обладающих государствоподобной природой.

Нередко вместо термина "субъект РФ" употребляется понятие "регион", хотя его однозначного определения нет ни в науке, ни в действующем законодательстве. Многозначность подхода к определению указанного понятия отражена и в Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. N 803. В качестве региона здесь понимается "часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации".

Базовым нормативным правовым актом, определяющим состав государственной территории России, является Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации", в котором отражено международно-правовое толкование состава территории государства: суша, воды, недра и воздушное пространство (ст. 1).

В составе Российской Федерации:

21 республика: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл (Марийская), Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва (Тува), Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская.

Республика - это субъект РФ, который Конституция РФ называет государством (п. 2 ст. 5). Республики в составе Российской Федерации:

- могут иметь свою конституцию (п. 2 ст. 5);

- не могут входить в состав других субъектов РФ (п. 4 ст. 66);

- не могут включать в свой состав другие субъекты РФ (п. 4 ст. 66);

- не вправе устанавливать свои государственные языки (п. 2 ст. 68).

Хотя республика называется государством, вхождение ее в состав Федерации свидетельствует об отсутствии у нее статуса суверенного государства.

46 областей. Области - субъекты РФ, являющиеся государственно-территориальными образованиями, которые имеют свой устав (п. 2 ст. 5), не могут входить в состав других субъектов РФ (п. 4 ст. 66), но могут включать в себя автономные округа (п. 4 ст. 66).

9 краев: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

Края являются государственно-территориальными образованиями в составе Российской Федерации, но государствами Конституция РФ их не называет.

1 Еврейская автономная область, которая входит в состав Российской Федерации в единственном числе (п. 1 ст. 5) (после выхода в 1990 г. из состава Хабаровского края), имеет свой Устав (п. 2 ст. 5), не может входить в состав других субъектов РФ (п. 4 ст. 66) и включать в себя другие субъекты РФ (п. 4 ст. 66). По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области может быть принят федеральный закон об автономной области (п. 3 ст. 66).

4 автономных округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий, которые имеют свой Устав (п. 2 ст. 5), могут входить в состав края, области (п. 4 ст. 66), не могут включать другие субъекты РФ (п. 4 ст. 66). По автономному округу может быть принят федеральный закон об автономном округе (п. 3 ст. 66).

2 города федерального значения: г. Москва и г. Санкт-Петербург, которые имеют свой Устав (п. 2 ст. 5), не могут входить в состав других субъектов РФ (п. 4 ст. 66) и включать в себя другие субъекты РФ (п. 4 ст. 66).

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика