Суббота, 27.07.2024, 03:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Творческая деятельность как вспомогательная форма патриотического воспитания

Патриотическое воспитание школьников позволяет сформировать правильное отношение детей к своей стране - умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны.
Особое эмоциональное воздействие на формирование чувства патриотизма оказывают праздники, посвященные «красным» датам для страны, города, области и школы.
Конечно, форм патриотического воспитания очень много, трудно назвать все. И каждая играет определенную роль, занимает свою нишу в воспитательном пространстве образовательных учреждений. Главное, чтобы они не носили разовый характер, а выстраивались в четкую систему, их выбор был целесообразен, т.е. содержание и форма соответствовали бы задачам проводимого мероприятия, чтобы они были подготовлены и проведены качественно, с использованием современного содержательного материала и технологий- это немаловажный фактор в достижении поставленных задач. И особенно важными условиями являются интерес к проводимому мероприятию у самих ребят, понимание его значимости, важности, и непосредственное участие школьников в подготовке всех выбранных педагогами форм. Соблюсти эти условия не сложно, но необходимо. Тогда выбранные нами формы патриотического воспитания станут мощным фактором в развитии у подрастающего поколения чувства любви к Родине, семье, близким, ответственности за настоящие и будущее этих главных человеческих ценностей нашего общества. А это и есть главная задача патриотического воспитания школьников.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании младших школьников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребёнку помогает обстановка праздников и внешкольных мероприятий. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на уроках музыки. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Педагог должен осуществлять музыкальное воспитание детей, стараться работать в тесном контакте с другими педагогами и специалистам и. Стараться раскрыть перед детьми красоту музыкальных произведений, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причём те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
На уроках музыки дети знакомятся с фольклором, музыкой русских и советских композиторов. Эта музыка вызывает интерес у детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги - словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.
Богатство и разнообразие содержания произведений русских композиторов позволяют выбирать наиболее яркие их образцы. Все произведения, используемые на уроках, обладают большими художественными достоинствами и способствуют высокой познавательной активности младших школьников. Дети знакомятся с творчеством выдающихся русских композиторов: М.И. Глинки, П И. Чайковского, Н А. Римского-Корсакова и многих других. Эти композиторы особенно часто использовали народные мелодии в своём творчестве.
Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и учеников, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, учитель стремится, чтобы общение с искусством вызвало у ребят чувство радости, удовлетворения, а формирование навыков и умений способствовало проявлению самостоятельности.
Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся.
Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Поэтому учителя начальной школы проводят нравственные классные часы по таким темам, как «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ответственность», «Планета дружбы» и др.
Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, в связи с этим проводятся классные часы, посвященные Дню матери.
Так же необходимо проводить классные часы, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии личности младшего школьника. Еще одна из причин использование фольклора для патриотического воспитания младших школьников это то, что фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
В связи с этим учителя начальной школы на уроках активно используют пословицы, загадки, сказки, песни, во время прогулки разучивают и играют с детьми в русские народные игры. А также проводят различные внеклассные мероприятия, на которых дети получают теоретические знания о прошлом своей Родины и эмоциональное удовольствие от подвижной деятельности.
Определяя патриотизм как одно из ведущих духовно-нравственных качеств, которое включает в себя, в том числе, общечеловеческие ценности, необходимо переосмыслить его содержание в новых социально-экономических условиях, при этом проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на традиционных ценностях отечественной культуры остается по-прежнему актуальной. Более того, на современном этапе развития общества, в век многочисленных открытий целесообразно помнить, что нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания красоты окружающего мира.
Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства представляет собой процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогически целесообразной продуктивной деятельности, которая предполагает формирование в единстве художественно-эстетических образов патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной изобразительной творческой созидательной деятельности учащихся. Анализ научно-методической литературы позволил нам рассматривать патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства как относительно самостоятельное направление педагогической деятельности. Сущность данного процесса заключается в формировании у учащихся патриотических чувств, осознания чувства Родины. В педагогическом процессе реализация данного направления возможна при использовании самых разнообразных методов изобразительного искусства и форм: графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура.
Определение педагогических условий, способствующих повышению эффективности патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства в художественной деятельности, основывается на анализе задач, поставленных перед общеобразовательной школой современным обществом, с учетом региональных особенности образовательного учреждения. Педагогические условия патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы представляют собой совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих эффективность его осуществления. Данные условия выделяются нами с учетом цели, задач и особенностей патриотического воспитания, учащихся в учебной и внеучебной деятельности средствами изобразительного искусства и включают реализацию:
-    Интегративно-деятельностного подхода.
-    Взаимосвязи и взаимодополняемости традиционных и нетрадиционных форм организации воспитательной работы.
-    Комплексной программы патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства в единстве учебной и внеучебной деятельности.
Процесс патриотического воспитания учащихся средствами художественно-изобразительной деятельности предполагает такую организацию воспитательной работы, которая обеспечила бы высокий уровень сознания, творческой активности учащихся в различных видах учебно-воспитательной деятельности, что становится возможным благодаря созданию необходимых педагогических условий. Одним из таких условий мы выделяем реализацию интегративно-деятельностного подхода, обеспечивающего единство учебной и внеучебной деятельности.
Анализируя педагогическую литературу по патриотическому воспитанию школьников, мы выявили ряд особенностей, которые необходимо учитывать при организации внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию.
-    Во-первых, для младших школьников мероприятия должны быть увлекательными и доступными для понимания.
-    Во-вторых, содержание мероприятий должно быть эмоционально насыщенным, чтобы вызвать у ребят гордость за принадлежность к великой стране, великому народу, и скорбь по павшим воинам и мирным жителям, а также желание изучать историю родного края.
-    В-третьих, предоставлять учащимся возможность быть активными участниками внеклассных мероприятий, например, найти и подготовить сообщения на определённую тему, оформить стенгазету, небольшую выставку или электронную версию презентации книги.
-    В-четвертых, занятия должны проводиться в разнообразных формах в соответствии с возрастными особенностями младших школьников: просмотр фото- и видеоматериалов, встреча с ветеранами и героями войны, посещение музеев, подготовка фотовыставок, самостоятельная работа младших школьников по поиску материалов о героях Великой Отечественной войны и т.д.
Перечисленные технологии и формы работы по патриотическому воспитанию детей, позволяют почувствовать ребенку радость познания, приобрести умение трудиться, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.
Подводя итог, мы можем сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы.

- Курсовые работы на заказ

 

Творческая деятельность как вспомогательная форма патриотического воспитания
Поиск