Пятница, 17.08.2018, 21:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Творческая манера журналиста

Реалии современности таковы, что огромную роль в жизни человека играет получаемая из различных источников информация. Общество невозможно вообразить без книг, газет, журналов, интернета и телевидения. Средства массовой информации формируют общественное мнение, внедряют модели поведения, являя собой срез речевой и социальной культуры.

Безусловно, особое место в системе СМИ занимает телевидение. Роль телеведущих и тележурналистов в формировании общественного сознания огромна. Не случайно В. И. Карасик называет «модельной личностью, то есть типичным представителем этносоциальной группы, узнаваемым по специфическим характеристикам вербального и невербального поведения и выводимой ценностной ориентации»  именно телевизионного ведущего. Творческая манера одного из таких тележурналистов – Леонида Парфенова и является объектом исследования.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка дает следующее понятие термину «творческая манера»: совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя, повторяющихся в его произведениях: основные идеи, которые определяют мировоззрение писателя и содержание его произведений, круг сюжетов и характеров, которые он обычно изображает, типичные для него художественные средства, язык.

Современное понимание творчества как сущностной характеристики человека достаточно полно выявляет характер совершающихся перемен в социальном мире. Следовательно, творчество можно определить как форму саморазвития индивида, развертывание его сущностных сил по меркам свободы, как форму приобщения к высшим смыслам бытия.

Индивидуальность человека можно рассматривать в а) психофизическом, б) социальном, в) профессионально-творческом аспектах.

В психофизическом плане индивидуальность – это неповторимость внешнего облика человека,  отличительных качеств его организма. Индивидуальность человека в социальном аспекте – это уникальность социального опыта, характер усвоенных им норм поведения, его идеалы и т.п. В профессионально-творческом аспекте индивидуальность человека выражается в особом способе выполнения своей профессиональной деятельности, в оригинальных приемах деятельности.

Все три аспекта тесно связаны друг с другом, ибо характеризуют одного и того же человека. Практически все обладают психофизической индивидуальностью. Об очень многих можно сказать, что они являются индивидуальностью в общесоциальном плане. Но не все ярко выявляют себя в избранном виде деятельности, чтобы считаться творческой индивидуальностью.

Субъект творчества (творческая личность) является основным элементом творческого процесса.

В настоящее время понятие «творческая личность», на наш взгляд, все же не имеет достаточного философского или даже вполне «прикладного» обоснования. В качестве «рабочей» можно принять следующую трактовку О.Р. Самарцева: «Это личность, для которой творчество становится важнейшим регулятивом, смысложизненной ценностью, способом мироовладения и мировосприятия. Руководствуясь в своей деятельности сознательно-волевыми ориентирами и – гарантированной степенью полезности, творческая личность в процессе творчества транслирует свое «Я» в мир, способствуя совершенствованию бытия, дает его новые измерения».

В общеметодологическом смысле творчество представляет деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

Прежде чем говорить о понятии «творческой манеры», нельзя не рассмотреть понятия творчества вообще. Журналистика это творчество, а любое творчество – это и особое состояние души и нечто привнесенное в человека.

Изучение проблем творчества, творческой личности вызывает большой интерес в мировой науке и является предметом острых дискуссий и споров. Проблема творчества издавна привлекала внимание исследователей. Первыми исследованиями этого «сложного, таинственного процесса» были философы античности. Человеческая мысль веками билась над разрешением загадок творчества, но до сих пор много ещё спорного и неясного в его природе.

В Толковом словаре И.С. Ожегова есть следующее определение понятнию манера. Мане́ра (франц. manière, итал. maniera, от лат. manuaria – «ловкость рук») - способ, образ действия. В истории искусства итальянское слово «maniera» стали употреблять в эпоху Возрождения в связи с возросшей персонализацией творчества, постепенного освобождения художника от цеховой зависимости. Именно тогда, в середине XV в., манера стала опознавательным знаком мастера, его почерком, отличным от других. По манере узнавали известных мастеров. Яркая, неподражаемая манера художника привлекала заказчиков.

Как отмечает Г.С. Батищев позднее, в эпоху Классицизма и Барокко, слово «манера» вытесняется понятием стиля, однако во Франции в эпоху «Короля Солнце», во второй половине XVII в., вполне сформировавшийся стиль еще по традиции именуют манерой. В эстетике XIX в. окончательно размежевались понятия техники, манеры, художественного направления, течения, стиля, творческого метода и школы. Поэтому термин «манера» (в художественном смысле) правильно применять только к индивидуальным особенностям творчества того или иного мастера.

Индивидуальный творческий стиль формируется годами, растет вместе с человеком. Это особое качество личности, являющееся квинтэссенцией ее природных способностей и приобретенных навыков. Способности и другие свойства личности выступают при таком подходе как заданные условия формирования творческой индивидуальности, условия, определяющие формы, способы и динамику этого процесса. Как полагает И.М. Дзялошинскимй, формируя в себе творческую манеру, личность «использует» свои природные качества в целях успешного выполнения деятельности.

В системе знаний журналиста должны гармонично сочетаться общекультурные и профессиональные, а также теоретические, практические  и даже научные знания.

Умения – это совокупность образов реальной действительности и из устоявшихся, отложившихся в памяти способов совершения действий по ее преобразованию, то есть некий журналистский опыт.

Умение - это наиболее универсальная характеристика журналистского опыта, предполагающая ориентацию, как в знакомых, так и в незнакомых ситуациях. То есть умение означает не только использование уже усвоенных знаний, привычек, но и самостоятельный творческий подход к решению новых задач. Умения журналиста можно классифицировать более расширено в соответствии с типами творческих процессов таких как сбор информации, ее интерпретация и изложение. Так, например, для спортивного журналиста, и журналиста криминальной хроники характерны совершенно различные умения.

Что же касается третьего компонента – желания, то его, по меткому замечанию И.М. Дзялошинского можно позиционировать как особую форму выявления в сознании человека какой-то потребности. Именно в потребностях скрыты «энергетические кладовые» личности, определяющие силу ее влечений и страстей. Эти объективные потребности вне зависимости от того, правильно или неправильно они осознаются, выступают действительными двигателями индивидуальной журналистской деятельности.

Пройдя через внутренний мир журналиста, потребности могут выявить себя в сознании человека в форме мотивов, предопределяющих различную степень активности по отношению к объекту деятельности - реальной действительности, объекту воздействия - аудитории и к самой журналистской деятельности. Можно выделить три основных степени интенсивности мотива: интерес, желание, страсть. Они достаточно сильно отличаются друг от друга по степени воздействия на поведение человека. Интерес является просто осознанной потребностью, желание выявляет себя как активно-волевое сознательное отношение человека к предмету, способном удовлетворить потребность, а «страсть - это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека», то есть высшая форма концентрации всех сущностных сил личности.

В любом виде творчества и, разумеется, в журналистике, эффективность деятельности в значительной степени опосредуется личным пристрастным, а точнее, страстным отношение к предмету деятельности. Поэтому одним из необходимых журналистских качеств является умение перевести поставленную задачу в личностно значимую, найти в любом редакционном задании, каким бы неинтересным оно ни казалось, такие повороты, которые вызовут заинтересованность журналиста, включат в действие такой могучий побудительный фактор, как желание разобраться в ситуации, добиться справедливости и т.п.

Журналиста-профессионала характеризует, по мнению А.В. Колеснеченко весьма разветвленная мотивационная сфера, в которую входят как желание достичь своими действиями определенных социальных эффектов, так и стремление к выражению самого себя в этой деятельности. Любое творчество представляет собой процесс, в ходе которого человек, достигая каких-то целей, одновременно реализует самого себя, разворачивает свои сущностные силы, журналистика выступает для журналиста не только инструментом воздействия на реальную действительность, но и способом его существования как личности, таким способом, который приносит ему удовлетворение. Эффективность журналистской деятельности во многом зависит от того, насколько прочно слились в сознании журналиста желание достичь определенных целей с помощью журналистского воздействия и желание творчески проявить себя в этом виде деятельности.

Значение мотивационных факторов в познавательной деятельности человека заключается в том, что они выступают сердцевиной познания, так как в любом мотиве детерминируются все внутренние устремления человека. Среди мотивов журналистской деятельности можно выделить: стремление человека постичь социальную действительность, любознательность, желание творческого самовыражения и многое другое.

Г.В. Лазутина определяет способ творческой деятельности журналиста, основываясь на мнении С.Э. Маркаряна. Маркарян справедливо усмотрел в понятии «способ деятельности» интегральную категорию, выражающую собой ту комбинацию реальных составляющих деятельности, благодаря которой и достигается задуманный результат. При этом он специально подчеркнул, что при общенаучной и культурологической интерпретации слова «способ» следует максимально освободиться от тех ассоциаций, порой очень жестких, какие закрепились в нашем сознании в связи с обычным его использованием.

Способ творческой деятельности включает в себя структуру творческого процесса, определяемую задачами, методы этих задач, технические средства, используемые в ходе творческой деятельности и систему профессионально-этических регуляторов поведения.

Определить замысел произведения или найти продуктивную идею недостаточно, многое в их реализации зависит от внутренних побуждений журналиста. К таким предпосылкам относится целый ряд внешних факторов:

а)      творческий настрой социального окружения,

б)      микроклимат в редакционном коллективе,

в)      характер взаимоотношений между автором и редактором и т.д.

Источником творческой энергии могут быть познавательные интересы журналиста, желание человека быть лучшим, стремление личности к оригинальному результату и т. д. В этом смысле, как справедливо замечает  М.Н. Ким «мотив выступает в качестве доминирующей направленности личности, «энергетического запала», побуждающего человека совершать целенаправленные действия».

Индивидуальный стиль деятельности по своему содержанию является личностным, опосредованным системой знаний, умений и желаний журналиста проявлением объективных закономерностей, регулирующих журналистскую деятельность. Характеризуя понятие «творческая манера», которое еще не получило категориального статуса в теории журналистики и требует дополнительных объяснений, следует указать, что оно обозначает не только специфические, характерные для того или иного журналиста особенности выполнения общепринятых действий, но и всю совокупность нормативного знания - принципов, норм и правил - предопределяющего взаимодействия журналиста с реальной действительностью, издателем, аудиторией и т.д. И хотя в различных творческих манерах есть немало общего, каждый индивидуальный стиль представляет собой уникальную систему, которую характеризует нормативность, системность и историчность. Первый признак фиксирует то положение, что индивидуальный стиль является совокупностью методологических и методических предписаний, которыми журналист руководствуется в своей деятельности, второй - что различные положения, требования, рекомендации и предписания, входящие в эту совокупность, взаимоувязаны; третий - что эта совокупность возникает и развивается во времени.

Кроме того, характерными признаками творческой манеры можно считать следующие:

а)      устойчивость системы используемых приемов и способов деятельности;

б)      обусловленность этой системы определенными личными качествами;

в)      эффективность данной системы как средства приспособления человека к объективным требованиям.

Индивидуальный творческий стиль формируется в результате симбиоза индивида и журналистской деятельности, который выражается в принятии им определенных требований. Отмечая существование объективных требований к журналисту, следует помнить в первую очередь о том, что окончательно комплекс этих требований определяется в процессе взаимодействия конкретного человека с конкретной разновидностью журналистского труда. Поэтому невозможно указать требования к «человеку вообще», то есть окончательное формулирование этих требований возможно только при условии определения стойкой индивидуальности конкретного человека, к которой предполагается предъявить те или иные требования.

Нельзя говорить о каком-то единственно лучшем стиле деятельности или универсальном рецепте, также, как и единственном оптимально приспособленном человеке. Поэтому наряду с попытками выработать общую модель процесса журналистского творчества, нужно обратить внимание на реально существующие разные типы творческих процессов и их зависимость от структуры личности журналиста. Научное исследование и обобщение индивидуальных стилей деятельности позволило бы предложить журналисту-практику, как начинающему, так и опытному, оптимальные именно для него способы и приемы деятельности.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика