Уровни оценки точности семантической передачи и языкового оформления описательного рассказа
Дети с ОНР испытывают значительные трудности при семантической передаче и языковом оформлении рассказа-описания по сравнению с детьми контрольной группы, о чем свидетельствуют показатели средних баллов: за семантическое программирование (1,3 балла) и языковое оформление (1,5 балла). У детей контрольной группы соответственно 2,8 и 2,9 балла. Надо сказать, что только трое детей контрольной группы получили максимальную оценку (4 балла) за смысловую передачу и языковое оформление рассказа-описания.
Эти данные позволили выделить уровни оценки точности семантической передачи языкового оформления в рассказах-описаниях. (Таблица 1)
Таблица 1- Уровни оценки точности семантической передачи и языкового оформления описательного рассказа
Задания
Группы
Количество детей
Высокий уровень
Выше среднего
Средний уровень
Ниже среднего
Низкий уровень
Э
К
Э
К
Э
К
Э
К
Э
К
Семантическое программирование
__
3
2
3
2
3
3
1
3
__
Языковое оформление
__
3
3
4
1
2
4
1
2
__
Наши данные подтверждают теоретические выводы исследователей о том, что затруднения при составлении данного рода рассказов заключается в отсутствии сюжета и фабулы. Перед началом рассказывания детям давалась лишь установка на то, о чем нужно рассказать. Дети не знали с чего начать описание. В рассказах не было четкой структуры плана. Так, дети могли начать свой рассказ с описания внешних признаков и вернуться к ним в конце описания. Приведем пример: «Яблоко большое. Красивое. Круглое…В нем есть витамины. Оно растет на …девере…Оно красное…Желтое…Зеленое…»
В описательных рассказах дети начинали свое повествование с деталей предмета, а не с его основных характеристик. Приведем пример: «…У него есть веточка с листиком…Есть косточки…Их есть нельзя. Можно подавиться…Оно круглое. Красное…»
В большинстве случаев (6 человек из 10) дети с ОНР ограничивались перечислением внешних признаков яблока, не упоминая о деталях и о действиях с ним: «Яблоко большое, красивое, круглое, желтое…Красное…Зеленое…»
Кроме того, в описательных рассказах среднее количество предложений у детей с ОНР III уровня составило 3,6, а у детей с нормальным речевым развитием 3,8 предложения. Это были самые короткие, незаконченные рассказы из всех проанализированных. Дети практически не употребляли сложные предложения.