Четверг, 25.04.2024, 15:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Уровни оценки точности семантической передачи и языкового оформления  пересказа

Для максимально точного определения характера нарушений в ходе исследования нам представилось целесообразным подробно проанализировать высказывания детей обеих категорий с точки зрения семантического программирования и полноты языкового оформления. Характер ошибок, допущенных детьми с ОНР III уровня,  не являлся однородным. Наблюдались ошибки смыслового (семантического) программирования и языкового оформления высказывания. Наличие таких ошибок явилось основанием для выявления межгрупповых различий и распределения испытуемых по уровням сформированности у них смысловых и языковых операций порождения связного высказывания.

Дети с ОНР испытывают значительные трудности при семантической передаче и языковом оформлении пересказа по сравнению с детьми контрольной группы, о чем свидетельствуют показатели  средних баллов. Практически эти показатели совпадают: за семантическое программирование (2,1 балла) и языковое оформление (2 балла). У детей контрольной группы соответственно 3,5 и 3,7 балла.

Уровни оценки точности семантической передачи и языкового оформления представлены в таблице 1.

Таблица 1 -  Уровни оценки точности семантической передачи и языкового оформления  пересказа

Задания

 

 

            Группы     

                         Количество детей

Высокий уровень

 

Выше среднего

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Семантическое программирование

__

5

3

5

5

__

2

__

__

__

Языковое оформление

__

8

2

1

6

1

2

__

__

__

                     

 

Рассмотрим подробнее характер ошибок смыслового программирования, допущенных детьми с ОНР при пересказе. При анализе экспериментальных данных под семантической передачей понималось наличие основных ее критериев: соответствие рассказа (пересказа) ребенка предлагаемой теме, самостоятельность составления высказывания;  наличие логики изложения; целостность, т.е. грамотность построения причинно-следственных конструкций высказывания. Под соответствием теме или предложенному материалу  понимается  адекватность изложения и самостоятельность составления высказывания; под логикой изложения - череда событий, повествуемая в определенном порядке; под целостностью подразумевается грамотность построения причинно-следственных конструкций, т.е. в рассказах детей по серии картинок и пересказах - наличие завязки событий, кульминации, развязки; в рассказах-описаниях -  наличие всех перечисленных компонентов: наименование предмета, его величина, цвет, материал изготовления, детали, предназначение, действия ребенка с этим предметом.

При анализе соответствия теме или предложенному материалу можно сказать, что при пересказе  грубых нарушений не  наблюдалось, рассказы детей соответствовали теме, но, тем не менее, дети испытывали  затруднения в начале рассказа или при переходе от одной части рассказа к другой. Однако после наводящих вопросов дети справлялись с заданием. Это можно объяснить тем, что рассказ ребенка строится с опорой на готовый речевой образец автора, что само по себе является программированием высказывания, но ребенку трудно удержать в памяти весь план построения высказывания. Приведем пример:

-«…Про белочку и зайчика…(С чего все началось?)…Белочка и зайчик подружились…Белочка была рыженькая, а зайчик серенький…(Что они делали?)…Они играли на полянке. Белочка угощала зайчика орешками, а зайчик приносил капусту и морковку…Потом они спрятались в свои домики…(Почему?) Стало холодно и пришла зима. А когда они вышли, то не узнали друг друга…(Почему?) Потому что белочка была другим цветом и зайчик. А летом он узнают опять». (Пример приведен без фонетических искажений)

Рассказы детей без речевой патологии  были полностью самостоятельны, то есть без помощи экспериментатора передавали основную тематическую направленность, и лишь иногда  нуждались в помощи в начале своего рассказа в виде наводящих вопросов.

У детей с ОНР наблюдались трудности в логическом построении высказывания, дети данной категории допустили ошибки при передаче последовательности событий, когда дети без речевой патологии грубых ошибок не допускали, но допускали неточности, в результате которых смысл излагаемого не менялся.

По результатам экспериментальных данных у детей с ОНР можно выделить нарушения  логики высказываний, к которым относятся:

  • повторы: «Белочка была рыженькая, а зайчик беленький. Белочка и зайчик дружили…Белочка была рыженькая, а зайчик беленький…» ;
  • перестановки: «Белочка стала серенькая, а зайчик беленький. Они спрятались…»(В сказке говорится о том, что сначала звери спрятались, а потом их окраска поменялась);
  • пропуски событий, в результате которых нарушается логика изложения: «…Потом белочка стала рыженькая, а зайчик беленький…» Ребенок не упоминает о том, что прошло лето и осень, и звери спрятались. А зимой их окраска поменялась. Из данного примера видно, что дети с ОНР затрудняются в сохранении последовательности событий при передаче информации.

Представленные  ошибки детей без речевой патологии не приводят к грубому нарушению логики изложения, в то время как ошибки детей с ОНР значительно искажают понимание повествуемого.

Анализ детских высказываний с точки зрения целостности или грамотности построения причинно-следственных конструкций показал, что дети с ОНР чаше допускают ошибки при построении конструкций высказываний, чем дети с нормальным развитием речи и тем самым испытывают значительные затруднения в сохранении целостной структуры высказывания.  Приведем примеры:

-«Белочка рыженькая была, а зайчик был серенький…». Данный рассказ не имеет завязки событий и их кульминации. Слушателю непонятно, почему идет речь именно об этих героях и почему белочка была рыженькая, а зайчик - беленький. Нет указания на то, что было лето и они подружились. Данный рассказ начинается уже с развязки событий, что говорит о грубом нарушении при построении высказываний. У детей контрольной группы таких нарушений не выявлено.

-«Они…не узнали себя…» Далее ребенок упоминает об изменившейся окраске белочки и зайчика. В данном примере ребенок вместо словосочетания «друг друга» употребляет местоимение «себя», что приводит к искажению смысла.

- Статьи, информация, новости

Уровни оценки точности семантической передачи и языкового оформления пересказа
Поиск