|
Уровни оценки точности семантической передачи и языкового оформления пересказаДля максимально точного определения характера нарушений в ходе исследования нам представилось целесообразным подробно проанализировать высказывания детей обеих категорий с точки зрения семантического программирования и полноты языкового оформления. Характер ошибок, допущенных детьми с ОНР III уровня, не являлся однородным. Наблюдались ошибки смыслового (семантического) программирования и языкового оформления высказывания. Наличие таких ошибок явилось основанием для выявления межгрупповых различий и распределения испытуемых по уровням сформированности у них смысловых и языковых операций порождения связного высказывания. Дети с ОНР испытывают значительные трудности при семантической передаче и языковом оформлении пересказа по сравнению с детьми контрольной группы, о чем свидетельствуют показатели средних баллов. Практически эти показатели совпадают: за семантическое программирование (2,1 балла) и языковое оформление (2 балла). У детей контрольной группы соответственно 3,5 и 3,7 балла. Уровни оценки точности семантической передачи и языкового оформления представлены в таблице 1. Таблица 1 - Уровни оценки точности семантической передачи и языкового оформления пересказа
Рассмотрим подробнее характер ошибок смыслового программирования, допущенных детьми с ОНР при пересказе. При анализе экспериментальных данных под семантической передачей понималось наличие основных ее критериев: соответствие рассказа (пересказа) ребенка предлагаемой теме, самостоятельность составления высказывания; наличие логики изложения; целостность, т.е. грамотность построения причинно-следственных конструкций высказывания. Под соответствием теме или предложенному материалу понимается адекватность изложения и самостоятельность составления высказывания; под логикой изложения - череда событий, повествуемая в определенном порядке; под целостностью подразумевается грамотность построения причинно-следственных конструкций, т.е. в рассказах детей по серии картинок и пересказах - наличие завязки событий, кульминации, развязки; в рассказах-описаниях - наличие всех перечисленных компонентов: наименование предмета, его величина, цвет, материал изготовления, детали, предназначение, действия ребенка с этим предметом. При анализе соответствия теме или предложенному материалу можно сказать, что при пересказе грубых нарушений не наблюдалось, рассказы детей соответствовали теме, но, тем не менее, дети испытывали затруднения в начале рассказа или при переходе от одной части рассказа к другой. Однако после наводящих вопросов дети справлялись с заданием. Это можно объяснить тем, что рассказ ребенка строится с опорой на готовый речевой образец автора, что само по себе является программированием высказывания, но ребенку трудно удержать в памяти весь план построения высказывания. Приведем пример: -«…Про белочку и зайчика…(С чего все началось?)…Белочка и зайчик подружились…Белочка была рыженькая, а зайчик серенький…(Что они делали?)…Они играли на полянке. Белочка угощала зайчика орешками, а зайчик приносил капусту и морковку…Потом они спрятались в свои домики…(Почему?) Стало холодно и пришла зима. А когда они вышли, то не узнали друг друга…(Почему?) Потому что белочка была другим цветом и зайчик. А летом он узнают опять». (Пример приведен без фонетических искажений) Рассказы детей без речевой патологии были полностью самостоятельны, то есть без помощи экспериментатора передавали основную тематическую направленность, и лишь иногда нуждались в помощи в начале своего рассказа в виде наводящих вопросов. У детей с ОНР наблюдались трудности в логическом построении высказывания, дети данной категории допустили ошибки при передаче последовательности событий, когда дети без речевой патологии грубых ошибок не допускали, но допускали неточности, в результате которых смысл излагаемого не менялся. По результатам экспериментальных данных у детей с ОНР можно выделить нарушения логики высказываний, к которым относятся:
Представленные ошибки детей без речевой патологии не приводят к грубому нарушению логики изложения, в то время как ошибки детей с ОНР значительно искажают понимание повествуемого. Анализ детских высказываний с точки зрения целостности или грамотности построения причинно-следственных конструкций показал, что дети с ОНР чаше допускают ошибки при построении конструкций высказываний, чем дети с нормальным развитием речи и тем самым испытывают значительные затруднения в сохранении целостной структуры высказывания. Приведем примеры: -«Белочка рыженькая была, а зайчик был серенький…». Данный рассказ не имеет завязки событий и их кульминации. Слушателю непонятно, почему идет речь именно об этих героях и почему белочка была рыженькая, а зайчик - беленький. Нет указания на то, что было лето и они подружились. Данный рассказ начинается уже с развязки событий, что говорит о грубом нарушении при построении высказываний. У детей контрольной группы таких нарушений не выявлено. -«Они…не узнали себя…» Далее ребенок упоминает об изменившейся окраске белочки и зайчика. В данном примере ребенок вместо словосочетания «друг друга» употребляет местоимение «себя», что приводит к искажению смысла. |
|