Среда, 21.02.2018, 14:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Василий Тёркин. Александр Твардовский

Поэма «Василий Тёркин» посвящается все тем, кто пал на войне. Об этом прямо говорит автор в последней главе «От автора»:

...Посвятить любимый труд

Павшим памяти священной,

Всем друзьям поры военной…

Центральным приемом текста является противопоставление. С него и начинается рассказ о подвиге русского солдата. А.Т. Твардовский противопоставляет простые человеческие нужды - пищу и питье, тому что крайне необходимо, по его мнению, в период войны:

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

И даже сравнивает их: «да была б она (правда) погуще, как бы ни была горька».

В этом и намечается основное противопоставление текста, противопоставление войны и мирного времени: все, что есть ценного в мире в какой-то мере обесценивается , а важным становятся совсем другие вещи, способные излечить от горечи и утрат.

По этой причине в произведении появляется, во многом схожий с фольклорным образами русских богатырей, образ героя - солдата Василия Теркина, человека простого и веселого, который с легкостью может скрасить своим радостным отношением к окружающей действительности трудности военных дней.

За непродолжительным вступлением «От автора» следует глава «На привале». В ней как и в предыдущих строках, нет сцен боев и столкновений. Это подчеркивает интерес автора к наблюдению за человеком и его жизнью в реалиях войны; интерес к сложному выбору в переломных и порой тупиковых ситуациях, когда уже невозможно сохранять людской облик.

Война становится мерилом таких человеческих качеств, как честность, ответственность, гуманизм и порядочность. В трудное время, когда от каждого гражданина страны требуется самоотверженность и сплочение с миллионами других, положительных качества становится жизненно необходимыми для каждого красноармейца.

Глава «На привале» наполнена солдатскими диалогами.

Данный «разговорный» характер придает сюжету раскованный и житейский характер, демонстрирует братское доверие людей по отношению друг к другу.

 Различные детали описания военного человека в итоге формируют общий и цельный образ.

«Я вторую, брат, войну

На веку воюю»,

- говорит солдат, прося добавки. Читатель может легко представить в воображении этого человека, прошедшего одну войну и вступающего в очередные страшные годы баталий. Наверное, он был еще молодым пареньком, и война застала его на пороге взрослой жизни. Теперь прошел не один десяток лет, но вновь приходится брать в свои крепкие руки оружие и отправляться на фронт.

Стиль художественного изложения А.Т. Твардовского чрезвычайно лаконичен и афористичен.

Например, строка «второй войны на веку» представляется поистине емкой и красочной: человек, проживая и без того нелегкую и короткую в масштабах истории жизнь, вынужден из раза в раз забывать о покое, уюте и домашнем очаге, отправляясь защищать свою землю от агрессора.

В подобной мрачной обстановке оптимистичный герой, Василий Теркин, принимается рассказывать о «сабантуе». Это же настоящая, живая радость, искренняя улыбка, чувство уверенности от того, что человек сумел выжить и не погиб от фашистской бомбы. Подобные эмоции воодушевляют солдата, дают ему сил не впасть в уныние и не растерять отвагу на поле боя.

Автор неоднократно подчеркивает, что Василий Теркин - это обыкновенный человек с заурядной внешностью. Ему не требуется мировое признание, высокие награды, но:

«Курит, ест и пьет со смаком

На позиции любой».

Глава «Переправа» является самой яркой и запоминающейся в произведении. Твардовский описывает в ней эпизод жестокой войны, указывает на богатые традиции подвига русского воина - защитника своей земли:

«Тем путем идут суровым,

Что и двести лет назад

Проходил с ружьем кремневым

Русский труженик-солдат».

Переправа - это действительно тяжелое, суровое испытание силы, мужества и человеческой выносливости. «Рев воды», «жухлый лед», «чужая ночь», «неподступный лес», «берег правый, как стена» - все это становится препятствием, вражеским союзником. Автор нисколько не приукрашивает реальность, не умаляет неудач, а описывает боевые действия и потери в красках и холодящей кожу правдоподобности:

«Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно...».

Повтор слов «на дно» позволяет усилить глубину трагедии. Ужасы человеческих потерь усиливает сцена, на которой описаны лица мертвых людей, на которых даже снег не тает.

А погибшим, убитым воинам все еще выписывается паек, и письма идут домой…

В главе «Переправа» герой, Василий Теркин, чудесным образом остается в живых.

В главе «О войне» автор немного идеализирует войну, отмечая, что человеческие жертвы в период военных действий неизбежны, но необходимы, они возлагаются на алтарь победы. По этой причине человек, солдат, воин, сын своей земли обязан позабыть о себе самом, ведь его главная задача – защитить свой берег, свой дом, свою семью.

Глава «Теркин ранен» открывается сценой «изувеченной земли», своеобразным символом раненого солдата. Земля пахнет не печным дымком, а орудийным. Ясно противопоставлены образы союзника, русского человека и образ врага. Противопоставлению служит описание безжалостного холода русской зимы, к которому привык наш солдат, захватчикам же мороз добавляет неприятностей.

Глава «О награде» открывается жизнерадостным монологом: Теркин мечтает об отпуске, желает оказаться в родном селе, но враг не дремлет. В окончании главы повторение: «Смертный бой не ради славы, - ради жизни на земле» опускает героя с небес на землю.

Таким образом, в поэме через противопоставления, сравнения, образы разностороннее раскрывается военная тема.

«Василий Теркин» в суровые годы испытаний и лишений становился лучиком надежды даже для самого автора.

Поэма «Василий Тёркин» - такое произведение, которое вне времени пробуждает у читателя самые глубокие чувства. Невозможно остаться равнодушным к жестокой войне или признать несимпатичным главного героя. Все, что описано в тексте, каким-то незримым образом трогает душу человека и заставляет сопереживать.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика