Понедельник, 17.12.2018, 10:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Влияние возрастных особенностей детей среднего школьного возраста на процесс обучения иностранному языку

Средний школьный возраст характеризуется своими специфическими особенностями. В подростковом возрасте продолжается развитие психических познавательных процессов. У детей среднего школьного возраста проявляется интерес к философским, нравственным, политическим, религиозным проблемам. Это свидетельствует о развитии у них абстрактного мышления. Учителю иностранного языка следует подбирать языковой материал, который способен удовлетворить потребность учащихся в обсуждении интересующих их вопросов. Однако, кроме проблем общества, детей среднего школьного возраста, также интересует различного рода страноведческая и лингвокультурная информация, которая также должна содержаться в материале по иностранному языку в достаточном объеме.

На среднем этапе обучения иностранному языку доминирующим принципом работы педагога становится принцип коммуникативной направленности.

Память ребенка среднего школьного возраста более произвольна, в отличии от памяти младшего школьника. В условиях большого объема учебного материала, который ученик обязан запомнить, у подростка вырабатывается способность к логической памяти, которая отодвигает на второй план использование механической памяти. Последняя очень важна для успешного овладения иностранным языком, так как процесс изучения английского языка предполагает заучивание в большом объеме языкового материала, например, фразеологических единиц английского языка. Исходя из этой возрастной особенности подростков, учителю иностранного языка следует ознакомить учеников с несколькими техниками запоминания иностранных слов. Впоследствии подросток сам выберет подходящую ему технику запоминания. М.А. Зиганов, В.А. Козаренко и А.Н. Семин приводят несколько техник запоминания новых слов и неправильных глаголов английского языка.

В запоминании грамматического материала могут помочь наглядные схемы образования различных грамматических конструкций английского языка и рисунки, обозначающие содержание того или иного действия, а также сопоставительный анализ двух или трех грамматических явлений английского языка или сравнительно - сопоставительный анализ грамматических явлений родного и иностранного языков.

В среднем школьном возрасте ребенок уже способен управлять своим вниманием, однако эта способность развита еще недостаточно. Поэтому учителю не стоит забывать о том, что деятельность учащихся на уроках английского языка должна быть организована таким образом, чтобы ребенок понимал, на что ему следует обратить особое внимание.

Не стоит также забывать о развитии у детей в этом возрасте творческого мышления. Эту возрастную особенность учитель также должен использовать для решения задач процесса обучения иностранному языку. Необходимо прибегать к созданию на уроках различных проблемных ситуаций, которые ученики могут решать самостоятельно или с небольшой подсказкой взрослого. Это обеспечит более глубокое овладение знаниями по английскому языку.

 В развитии речи ребенка среднего школьного возраста также наблюдаются существенные изменения, которые оказывают большое влияние на процесс обучения иностранному языку. В отличие от младшего школьного возраста, в подростковом возрасте наблюдается преобладание развития монологической речи на родном языке. Вместе с тем у ребенка среднего школьного возраста возникает потребность использовать эту возможность родного языка на базе иностранного. Другими словами, в подростковом возрасте ребенок стремится рассказать о каких-либо предметах и явлениях окружающей действительности, используя средства иностранного языка.

Однако эта потребность не всегда совпадает с возможностями. Наиболее частым явлением в этой ситуации является так называемый «языковой барьер». Ребенок испытывает непреодолимое желание сказать что-либо на английском языке, но при этом ощущает острую нехватку знаний в области лексики и грамматики иностранного языка. В данном случае учителю английского языка необходимо позаботиться об обогащении словарного запаса школьников в изучаемом языке различными синонимами, антонимами и т.д., а также развивать у учащихся умение по возможности заменять сложные грамматические конструкции более простыми, уже известными ученику на данном этапе обучения иностранному языку.

Следует отметить тот факт, что развитие речи школьников протекает не только в устной, но и в письменной форме. Письменная речь подростка на родном языке также в своем развитии достигает достаточно высокого уровня. В результате появляется потребность реализации этой возможности родного языка средствами иностранного. Возникает необходимость развития письменной речи школьников на иностранном языке на всех ее уровнях (орфографическом, пунктуационном, грамматическом, а также на уровне связного текста).

Орфографические навыки английского языка формируются у учащихся средней школы, главным образом, благодаря зрительной памяти и знаний о том, какой звук передает на письме та или иная буква английского алфавита. Эти знания приобретаются ребенком еще в младшем школьном возрасте при изучении алфавита, транскрипции и правил чтения английского языка.

Умения письменной речи на уровне связного текста формируются и развиваются у ребенка на базе логических и коммуникативных умений, сформированных на уроках русского языка.

К логическим умениям относятся умение построить план будущего сочинения, собрать, систематизировать и обобщить материал по заданной теме, подвести итоги и сделать выводы по результатам проделанной работы.

Коммуникативные умения тесно взаимосвязаны с логическими и заключаются в создании текста в соответствии с целями высказывания и логическими законами его построения.

В подростковом возрасте умственная активность ребенка достигает своего пика возможностей. Дети 12-13 лет наиболее восприимчивы к знаниям по иностранному языку. Однако, к 14-15 годам умственная активность подростка снижается, а вместе с ней снижается и мотивация к изучению английского языка. В связи с этим учителю иностранного языка следует использовать на уроках особые методы и приемы для повышения мотивации учащихся к изучению данного предмета.

Как уже было сказано в первой главе нашего исследования, в развитии личности подростка происходят бурные изменения. Он осознает себя как особо значимый субъект общества, который может принести пользу этому обществу. Поэтому на уроках английского языка очень важно использовать такие методы обучения, при которых ребенок смог бы показать значимость и неповторимость своей личности.

Кроме того, в среднем школьном возрасте наблюдается бурное развитие эмоциональной сферы личности ребенка. Это проявляется в резких перепадах настроения. Внезапные вспышки радости и веселья могут сменяться вялостью и унынием, и наоборот. Эта возрастная особенность также оказывает большое влияние на процесс обучения иностранному языку, в частности на мотивацию учащихся к изучению данного школьного предмета.

В своей профессиональной деятельности учитель иностранного языка должен учитывать особенности развития коммуникативной сферы личности подростков. Главным образом, они проявляются во взаимоотношениях ребенка среднего школьного возраста со взрослым, то есть с учителем.

Для достижения наилучшего результата в организации процесса обучения иностранному языку педагог должен стать для ученика другом, товарищем, который способен дать школьнику свою поддержку и помощь, а также дать необходимую оценку его действий и поступков, но в то же время не забывать о своей важной роли в процессе обучения. Другими словами, на среднем этапе обучения английскому языку особо приветствуется авторитарно-демократический тип общения учителя с учениками.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика