Пятница, 17.08.2018, 10:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Влияние возрастных особенностей младших школьников на процесс обучения иностранному языку

Возрастные особенности школьников существенно влияют на процесс обучения иностранному языку на всех его этапах. В младшем школьном возрасте происходит развитие всех сфер личности ребенка: когнитивной (познавательной), эмоциональной, мотивационной, коммуникативной и т.д. В младшем школьном возрасте развиваются все психические познавательные процессы личности ребенка (мышление, воображение, память, внимание, восприятие, речь).

Особое влияние на процесс обучения иностранному языку в начальных классах оказывают особенности развития памяти младших школьников. С переходом из дошкольного возраста в младший школьный возраст главной характеристикой памяти ребенка остается ее непроизвольность, то есть ребенок все еще склонен запоминать то, что ему интересно, что способно вызвать у него сильные эмоции. Поэтому главным принципом обучения иностранному языку в школе должен быть принцип наглядности при подаче языкового материала. Еще одной особенностью памяти детей младших школьников является то, что дети этого возраста легче запоминают языковой материал, когда он группируется по какому-то общему признаку. Например, лексический материал следует подавать, группируя новые слова по тематике (игрушки, школьные принадлежности, еда, одежда и т.д.), при обучении чтению отдельные слова следует объединять в группы по правилам произношения, грамматический материал - по принадлежности к определенной части речи или синтаксической конструкции, к способам словообразования и формообразования и т.д.

Однако, не следует забывать, что необходимо развивать у младших школьников и произвольную память. Если не принимать этот факт во внимание, то можно нанести серьезный ущерб развитию личности в целом, так как не будет развиваться волевые качества личности. В дальнейшем у ребенка не будут развиты такие важные качества личности, как настойчивость и целеустремленность.

Для развития произвольной памяти у ребенка необходимо организовывать работу на уроке иностранного языка таким образом, чтобы среди яркого, красочного материала присутствовал и материал менее интересный, но на который необходимо обратить особое внимание и запомнить. В этом случае у детей младшего школьного возраста развивается произвольный характер еще одного очень важного для процесса обучения иностранному языку психического познавательного процесса - внимания, которое также характеризуется в этом возрасте, в большей степени, непроизвольностью.

Еще одной особенностью внимания младших школьников является его меньшая устойчивость по сравнению с вниманием детей более старшего возраста. Учитывая эту особенность внимания детей младшего школьного возраста, учитель иностранного языка должен как можно реже прибегать к длительным (более 2 - 3 минут) монологическим объяснениям. Самым приемлемым методом объяснения нового материала в младшем школьном возрасте считается беседа.

От развития восприятия также во многом зависит успешность процесса обучения иностранному языку. Необходимо обратить внимание на шрифт учебников иностранного языка. Дело в том, что дети младшего школьного возраста, как и дошкольники, воспринимают текст лучше, когда он напечатан более крупным шрифтом, нежели шрифтом, привычным взрослому человеку.

В своей профессиональной деятельности учитель иностранного языка в начальных классах должен направить большие усилия на формирование у учащихся способности к управлению своей памятью, вниманием и восприятием. Этого можно добиться путем специальной организации деятельности учащихся на уроках английского языка. Урок должен включать в себя различные виды работы, переход от одного вида к другому должен быть достаточно четким, при этом учитель должен давать конкретные указания, на что дети должны обратить внимание и что они должны хорошенько запомнить.

В младшем школьном возрасте меняются отношения между мышлением и памятью. Если в дошкольном возрасте мышление полностью зависело от памяти, то в младшем школьном возрасте мышление становится вполне самостоятельным когнитивным процессом. В этом возрасте у детей наблюдается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. В результате этого 7 - 10-летние школьники уже в состоянии рассуждать на понятные для них темы, аргументировать свою точку зрения, анализировать предметы и явления окружающего мира, делать выводы и умозаключения. На уроках английского языка учителю следует иметь ввиду эти умения и использовать их при подаче языкового материала (лексического, грамматического и т.д.). В условиях формирования грамматических навыков способность младших школьников к словесно-логическому мышлению способствует развитию умения. Например, построения английского предложения по схемам, то есть ученики начальных классов в состоянии наполнить общую схему необходимым смысловым содержанием.

Воображение младших школьников носит не только воспроизводящий, но и продуктивный характер. В младшем школьном возрасте наблюдается переход от наглядно-действенного воображения к наглядно-образному. Вот почему при введении нового языкового материала достаточно использовать на уроке различные картинки, игрушки, кубики, вместо того, чтобы показывать детям как прыгает зайчик или пишет карандаш.

Большое влияние на усвоение знаний по иностранному языку оказывают индивидуальные особенности детей, которые в младшем школьном возрасте проявляются более остро, чем в дошкольном детстве. Одни дети ведут себя уверенно, другие испытывают некоторую тревогу, третьи не могут усидеть на месте. Все эти проявления детской психики во многом зависят от жизненного опыта, приобретенного тем или другим ребенком в период раннего и дошкольного детства. Исходя из этой возрастной особенности, необходимо найти индивидуальный подход к каждому ученику. Например, импульсивных детей нужно постоянно включать в работу, которая требует усидчивости и большей сосредоточенности внимания.

Большую роль в процессе обучения младших школьников иностранному языку играет уровень развития речи на родном языке. На начальном этапе изучения английского языка ребенок воспринимает его через призму родного языка. Недостаточное развитие определенных знаний и умений, касающихся родного языка, существенно снижает успешность усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для овладения иностранным языком на должном уровне.

С другой стороны, недостаточное развитие словарного запаса в родном языке обусловливает меньшие речевые потребности младшего школьника по равнению с детьми более старшего возраста. В отличие от подростка или старшеклассника, младшему школьнику не приходится решать сложных коммуникативных задач. В результате этого при изучении английского языка ребенок младшего школьного возраста не испытывает такого большого разрыва между уровнем сформированных знаний и умений в родном и иностранном языках как ребенок среднего или старшего школьного возраста. Это приводит к тому, что младший школьник ощущает более яркое чувство успеха при каком-либо достижении в изучении иностранного языка, что, в свою очередь, способствует повышению мотивации к изучению данного предмета.

При оценивании учащихся начальной школы по английскому языку учителю необходимо принимать во внимание еще одну возрастную особенность младших школьников. Ребенок в этом возрасте воспринимает оценку какого-либо выполненного им действия как оценку его личности в целом. Чтобы избежать негативного влияния на развитие самооценки младшего школьника Ш.А. Амонашвили предлагает использовать на уроке систему содержательных оценок. По его мнению, оценка выполнения школьником какого-либо задания должна подчеркивать доброжелательное отношение учителя к личности ребенка. Педагог должен также показать ученику свое положительное отношение к усилиям, затраченным им на выполнение задания. Кроме того, учителю необходимо проанализировать все трудности, которые ученик преодолел и которые не смог преодолеть, в результате чего были допущены те или иные ошибки. Самым главным компонентом такой содержательной оценки является указание учащемуся на способ улучшения достигнутого результата.

Ребенок должен знать, какими критериями руководствуется учитель при выставлении оценок за выполнение того или иного задания на уроке. Благодаря этому младший школьник будет способен к самооценке и самоконтролю, то есть в его сознании будут откладываться определенные ориентиры на то, как нужно выполнить то или иное задание, чтобы получить отличную оценку.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика