Суббота, 27.07.2024, 05:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Влияние возрастных особенностей старших школьников на процесс обучения иностранному языку

Старший школьный возраст - это завершающий этап обучения ребенка в средней общеобразовательной школе. Впереди ждет взрослая самостоятельная жизнь, к которой старшеклассник уже вполне готов.

Данный этап развития личности человека не характеризуется особыми психическими новообразованиями, в этом возрасте происходит закрепление и совершенствование всех процессов, которые развивались на протяжении младшего и среднего школьного возрастов.

Мышление старшего школьника характеризуется продолжением развития логического мышления. В этом возрасте юношей и девушек привлекает в большей степени ни заучивание и неоднократное повторение готового языкового, а установление причинно-следственных связей, систематизация и обобщение языковых явлений, поиск общих закономерностей в употреблении тех или иных средств иностранного языка. В этом возрасте ребенок проявляет большой интерес к самостоятельному определению значения незнакомого иностранного слова по его грамматической структуре, способу словообразования и т.д. На данном этапе обучения иностранному языку наиболее продуктивными являются те формы работы, в которых учащийся может проявить вышеуказанные способности. Чтение на уроках иностранного языка является, главным образом, способом получения интересующей старшеклассника информации. Те же формы работы, которые предусматривают механическое заучивание информации вызывают у старшеклассников внутреннее сопротивление и снижают эффективность процесса обучения иностранному языку.

В своей профессиональной деятельности учитель иностранного языка должен учитывать особенности развития у детей в этом возрасте внимания и восприятия. В старшем школьном возрасте ребенок почти в совершенстве владеет искусством управления этими психическими познавательными потребностями, однако функционирование этих процессов во многом зависит от интересов и предпочтений школьников. Таким образом, основополагающим принципом обучения иностранному языку на старшем этапе становится принцип личностной направленности учебного материала.

Память старшеклассника обладает высоким уровнем развития. В юношеском возрасте совершенствуется логическая память школьника. В этом возрасте у юношей и девушек вырабатывается собственная техника запоминания учебного материала.

Продолжение развития в юношеском возрасте творческих способностей также играет свою роль в процессе обучения иностранному языку. Многие школьники отдают предпочтение научному творчеству, другие же проявляют интерес к занятию художественными видами творчества. И в том, и в другом случае творческие способности помогают ребенку в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения иностранным языком. Образное мышление, развитое у детей, занимающихся художественными видами творчества, помогает ребенку понять природу мотивированности значения многих английских слов и законы его изменений, так как английский язык считается «языком образного мышления». Для учащихся, занимающихся научным творчеством, характерно более развитое логическое мышление, которое помогает им при выявлении общих закономерностей в способах образования в английском языке различных частей речи, анализе грамматических конструкций, что также способствует более глубокому познанию системы английского языка.

Следует отметить тот факт, что развитие речи старшеклассников в родном языке, главным образом, характеризуется своей выразительностью. Выразительность речи обеспечивает использование в ней различных стилистических приемов и выразительных средств. Умение варьировать ими в речи родного языка ребенок старается перенести и на свою иностранную речь. Для обеспечения выразительности иностранной речи старших школьников учителю следует включать в материал по иностранному языку аутентичные тексты, в том числе и художественные. В старших классах на уроках английского дети могут читать отрывки из произведений Р. Киплинга, О. Генри Томас Мур, Томас Худ, Г. Лонгфелло, Д. Байрон, Дж. К. Джерома, а также стихотворения таких известных английских поэтов как У. Шекспир, Р. Бернс.

Необходимо отметить влияние на процесс обучения иностранному языку такой возрастной особенности старшего школьного возраста, как формирование индивидуального стиля умственной деятельности, которая обеспечивает процессу изучения иностранного языка большую самостоятельность со стороны учащихся.

Личностный подход к обучению иностранному языку во многом обусловливается тем фактом, что личность старшеклассника характеризуется общей эмоциональной направленностью. В зависимости от типа эмоциональной направленности старшеклассник отдает предпочтение какому-либо виду деятельности, от которого также во многом зависит и уровень мотивации школьника к изучению иностранного языка.

От типа общей эмоциональной направленности старшего школьника зависит также и интерес ребенка, проявляемый к той или иной тематике материала на английском языке. Так, например, старшеклассник, относящийся к гностическому типу общей эмоциональной направленности, отдает большее предпочтение текстам на иностранном языке научной тематике, старшеклассник романтического типа - чтению историй на ИЯ о любви, а школьник, который предпочитает чтение приключенческих рассказов вероятнее всего будет относиться к пугническому типу эмоциональной направленности, в то время как эстетическому типу школьников больше по душе чтение сонетов У.Шекспира в оригинале.

Еще одним фактором, влияющим на формирование положительной мотивации к изучению английского языка, является то, что, по мнению многих исследователей в области психологии, основным видом деятельности наравне с учением и трудом стоит профессиональная ориентация юноши. В последние годы активно работает система Единого государственного экзамена, который сдают все выпускники школ. ЕГЭ по иностранному языку является экзаменом по выбору. Некоторые старшеклассники, еще не окончив школу, определяются с ВУЗом, в который они хотят поступить. В некоторых из них в качестве вступительного испытания требуются результаты ЕГЭ по иностранному языку. Подготовка к ЕГЭ по иностранному языку заставляет старшеклассников серьезно заняться изучением иностранного языка, что в конечном счете и определяет их высокую мотивацию к изучению данного предмета.

- Курсовые работы на заказ

Поиск