Пятница, 29.03.2024, 01:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Внешнеэкономическая деятельность (политика) Турции - основные приоритеты

В современном мире Турецкая Республика позиционирует себя как влиятельного регионального и мирового актера. В стране считают, что Турция должна занять центральное место за столом, где формируется новый мировой порядок.

Объектом наибольшего приложения усилий в последние годы выступает ближневосточный вектор турецкой внешнеполитической деятельности. Это обусловлено трансформациями, которые переживает регион, поиском исламскими государствами собственных моделей развития, которые бы соединяли в себе лучшие элементы западной демократии и мусульманской традиции, и проблемами, возникающими на этом пути и создающими в регионе взрывоопасную ситуацию. Новый толчок процессу региональной цивилизационной идентификации предоставила «арабская весна». Турецкая Республика, будучи мощной экономической, политической и военной страной региона, крайне заинтересована в его стабилизации, и в современных турбулентных локальных и международных условиях пытается вписаться своей внешней политикой в судьбоносные региональные перестройки. Нынешний этап формирования внешнеполитических приоритетов Турции происходит на основе теории «Стратегической глубины», предложенной министром Ахметом Давутоглу. Сегодня мир проходит через глобальные экономические кризисы, а регион Ближнего и Среднего Востока - через тяжелые политические преобразования. Турция ставит своей целью играть активную роль в этих трансформационных процессах [1]. Предсказание перспективы развития событий направлено на урегулирование кризисов и формирования креативных процессов в региональных и глобальных масштабах. На региональном уровне Турция поддерживает такой региональный порядок, который строится на типичных для региона политических системах, отражающих законные требования народов, страны региона полностью интегрированы в сообщество по основным ценностями демократии и настоящей экономической взаимозависимостью. На глобальном уровне Турция стремится к созданию нового международного порядка на основе широкого участия международного сообщества в целом. Этот мировой порядок будет строиться на трех принципах: политический порядок, основанный на диалоге; многосторонний экономический порядок, основанный на справедливости и равенстве, и духовный (культурный) порядок, основанный на открытости и дружественности.

Существенные стороны турецкой внешней политики:

- Развитие внешней политики на основе стабильного и мирного внутреннего порядка;

- Восстановление связей Турции со своими соседями и укрепление связей с регионом. Это дает стране возможности играть роль ответственного государства на глобальном уровне. Активизация и выход на новый конструктивный уровень политики Турции на Ближнем и Среднем Востоке обусловлены как желанием занять соответствующее своим возможностям и интересам место, стать неотъемлемой частью региона, играть важную роль в формировании политического и экономического климата, так и обеспечить зону безопасности вокруг своих границ, а также стать важным посредником между ЕС, Соединенными Штатами и странами региона БСС в решении вопросов развития Ближнего и Среднего Востока.

Главная из основ внешней политики Турции, которым она следовала в течение всего послевоенного времени  - ориентация на Запад. Турция всегда пыталась стать мостом между христианским Западом и мусульманским Востоком. Еще Кемаль Ататюрк мечтал видеть турецкую республику цивилизованной страной, частью европейской системы. Какие бы цели ни ставила Турция во внешней политике, все они были подчинены экономической и военной интеграции в западные структуры. Гарантом европеизации Турции выступала армия, которая вмешивалась в политическую сферу тогда, когда процессы «вестернизации» ставились под угрозу. Вместе с тем внешняя политика Турции, несмотря на четко обозначенную прозападную и проамериканскую ориентацию, имеет ярко выраженные специфические черты, которые определяются как особыми турецкими интересами в регионе стран Ближнего и Среднего Востока, так и процессами глобализации в мировом сообществе.

Главная заинтересованность, которую проявляла Турция к Европейскому экономическому сообществу, состояла в ликвидации разрыва, существующего между турецкой экономикой и экономикой стран - членов Сообщества.

Международная региональная организация Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС) была создана в июне 1992 г. в Стамбуле 11 странами Причерноморья (Азербайджан, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция и Украина). В декларации, подписанной лидерами этих государств, подчеркивалось, что ЧЭС рассматривает экономическое сотрудничество как вклад в формирование общеевропейского пространства, а также как путь к повышению степени интеграции в мировую экономику. На практике формирование регионального объединения создало неплохие условия для деятельности турецких предпринимателей, которые безуспешно стучались в двери «Общего рынка». Турция сделала серьезную попытку освоить рынок менее развитых стран на так называемом «посткоммунистическом» пространстве. Подписанный договор ощутимо сказался, прежде всего, на развитии торгово-экономических связей. Товарооборот увеличился более чем в шесть раз.

Турцией подписаны двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении капиталовложений с 82 государствами, что демонстрирует потенциал для улучшения двусторонних инвестиционных отношений.

Турция подписала соглашения об избежании двойного налогообложения с 71 государством. Это позволяет избежать повторной уплаты налога.

Турция подписала Соглашения о социальном обеспечении с 21 государствами. Эти соглашения упрощают переезд иностранных рабочих из страны в страну. Число таких стран будет увеличиваться параллельно с увеличением числа источников прямых иностранных инвестиций.

Соглашение о таможенном союзе между Турцией и Евросоюзом действует с 1996 года. Оно обеспечивает торговлю между Турцией и странами ЕС без каких-либо таможенных ограничений. Таможенный союз между Турцией и ЕС является одним из шагов страны на пути обретения статуса полноправного члена Евросоюза. Турция заключила FTA с 19 странами, создав, таким образом, зону свободной торговли, в пределах которой государства согласны упразднить тарифы, квоты и льготы на большинство товаров и услуг, которыми они обмениваются в ходе торговых отношений. Эта структура объясняет причины, по которым все больше транснациональных компаний используют Турцию в качестве второго источника поставок и производственной базы не только для стран ЕС и быстро развивающихся турецких рынков, но и для стран Среднего Востока, черноморского побережья и рынков Северной Африки. Дополнительным преимуществом является относительно дешевая, но квалифицированная рабочая сила и выгодная стоимость транспортировки.

Из общей суммы иностранных инвестиций 52,8 % было направлено в банковский сектор и страхование, 6,37% в нефтехимическую промышленность и производство пластмасс, 5,4% - в сферу транспортных услуг. Лидерами по объему инвестиций в Турцию являются Ливан, Иран, Германия.

Количество компаний с иностранным капиталом, действующих и зарегистрированных на территории Турции на конец 2012 г., составило 32604 предприятий. Более 79% из общего числа компаний представляют собой компании с ограниченной ответственностью, 19% - акционерные компании, а остальные 2%  представляют коммандитные товарищества, коллективные партнерства и др.

Таблица 1

Список ведущих 10 стран-инвесторов в Турецкую Республику в 2012 г. (млрд. долл. США) [2]

Страны-инвесторы

Объем инвестиций в 2012 году

Великобритания

1,9

Австрия

1,4

Голландия

1,1

Люксембург

1,04

Германия

1,0

Швейцария

0,9

Азербайджан

0,6

США

0,5

Малайзия

0,5

Ливан

0,5

Общий объем инвестиций первых 10 стран

10,5

Другие страны

1,3

Всего

12,4

 

Иностранный капитал 18876 компаний приходится на страны Европейского Союза. Так, число компаний с немецким капиталом составляет 4779 фирм, на долю Великобритании приходится 2739 фирм, Голландии - 1974 компаний, России - 1325 компаний. Основная доля компаний с иностранным капиталом приходится на крупнейшие города Турции: в Стамбуле зарегистрировано 16516 фирм, в Анталии - 3510 фирм, Анкаре - 1936, Измире - 1683 фирм.

Турецкий капитал появился практически во всех странах Европы, Америки и Азии. За последние годы сформировалась и своеобразная внешняя инвестиционная репутация Турции: в большинстве стран турецкий капитал ассоциировался с предприятиями сферы услуг, объектами социальной сферы, производствами малой и средней бытовой техники, сектора подрядных услуг, банковского дела. Несмотря на широкую географию турецких инвестиций, большинство предприятий с участием турецкого капитала - мелкие и средние предприятия, производящие довольно узкий спектр товаров и/или услуг. Это объясняется довольно высокими издержками производства в большинстве развитых стран, на фоне относительно низкой стоимости аналогичных составляющих производства в самой Турции.

Согласно данным Казначейства Турции, за период 2000-2012 гг. турецкие инвесторы, которых насчитываются около 4 тыс. фирм, осуществили экспорт капитала на сумму 29,7 млрд. долл. США в 107 зарубежных государства.

Турецкие компании, обладающие значительными возможностями для новых капиталовложений, предпочитают либо создавать новые производства на территории Турции (экспорт производимой продукции в данном случае для компании-инвестора все равно оказывается выгоднее, чем производство аналогичной продукции в одной из развитых стран), либо осуществлять свои капиталовложения на более привлекательных рынках, т.е. в странах Центральной и Восточной Европы, Средней Азии, Арабского мира.

Необходимо отметить, что экспорт капитала, в отличие от экспорта готовой продукции, не пользуется в Турции повсеместной поддержкой и стимулированием со стороны государства. В основе такого подхода лежит стремление Турции в ходе реализации всех последних экономических программ максимизировать валютные доходы, важнейшей статьей которых традиционно является экспорт товаров. Этим задачам служит целый ряд механизмов государственной поддержки экспорта, в том числе - Центр по развитию экспорта («IGEME»). Таким образом, вполне оправданной можно считать и проводимую турецким правительством государственную политику по привлечению иностранных инвестиций в национальную экономику, что также является фактором увеличения притока валюты в страну.

Литература

  1. Иванова И. Региональные и внешние акторы. Турция // Россия и мусульманский мир. 2014. № 1 (259). С. 106-120
  2. Официальная Газета // http://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/2013/01/20130112M1-1-1.pdf 
  3. Ульченко Н.Ю. Турция, июнь 2013 г. экономическая подоплека протестных выступлений // Азия и Африка сегодня. 2014. № 2 (679). С. 26-29.
  4. Шкира Н.В. Пантюркизм, пантуранизм, «неоосманизм» и экономические интересы России и Турции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 165. С. 147-153.
  5. Эмсал К. Особенности основных показателей внешней макросреды Турции // Вестник Педагогического университета. 2014. № 1-2 (56). С. 79-83.

- Вам это пригодится:

- Регион в системе внешнеэкономических связей России

 

Внешнеэкономическая деятельность (политика) Турции - основные приоритеты
Поиск