|
Внешнеэкономическая деятельность (политика) Турции - основные приоритетыВ современном мире Турецкая Республика позиционирует себя как влиятельного регионального и мирового актера. В стране считают, что Турция должна занять центральное место за столом, где формируется новый мировой порядок. Объектом наибольшего приложения усилий в последние годы выступает ближневосточный вектор турецкой внешнеполитической деятельности. Это обусловлено трансформациями, которые переживает регион, поиском исламскими государствами собственных моделей развития, которые бы соединяли в себе лучшие элементы западной демократии и мусульманской традиции, и проблемами, возникающими на этом пути и создающими в регионе взрывоопасную ситуацию. Новый толчок процессу региональной цивилизационной идентификации предоставила «арабская весна». Турецкая Республика, будучи мощной экономической, политической и военной страной региона, крайне заинтересована в его стабилизации, и в современных турбулентных локальных и международных условиях пытается вписаться своей внешней политикой в судьбоносные региональные перестройки. Нынешний этап формирования внешнеполитических приоритетов Турции происходит на основе теории «Стратегической глубины», предложенной министром Ахметом Давутоглу. Сегодня мир проходит через глобальные экономические кризисы, а регион Ближнего и Среднего Востока - через тяжелые политические преобразования. Турция ставит своей целью играть активную роль в этих трансформационных процессах [1]. Предсказание перспективы развития событий направлено на урегулирование кризисов и формирования креативных процессов в региональных и глобальных масштабах. На региональном уровне Турция поддерживает такой региональный порядок, который строится на типичных для региона политических системах, отражающих законные требования народов, страны региона полностью интегрированы в сообщество по основным ценностями демократии и настоящей экономической взаимозависимостью. На глобальном уровне Турция стремится к созданию нового международного порядка на основе широкого участия международного сообщества в целом. Этот мировой порядок будет строиться на трех принципах: политический порядок, основанный на диалоге; многосторонний экономический порядок, основанный на справедливости и равенстве, и духовный (культурный) порядок, основанный на открытости и дружественности. Существенные стороны турецкой внешней политики: - Развитие внешней политики на основе стабильного и мирного внутреннего порядка; - Восстановление связей Турции со своими соседями и укрепление связей с регионом. Это дает стране возможности играть роль ответственного государства на глобальном уровне. Активизация и выход на новый конструктивный уровень политики Турции на Ближнем и Среднем Востоке обусловлены как желанием занять соответствующее своим возможностям и интересам место, стать неотъемлемой частью региона, играть важную роль в формировании политического и экономического климата, так и обеспечить зону безопасности вокруг своих границ, а также стать важным посредником между ЕС, Соединенными Штатами и странами региона БСС в решении вопросов развития Ближнего и Среднего Востока. Главная из основ внешней политики Турции, которым она следовала в течение всего послевоенного времени - ориентация на Запад. Турция всегда пыталась стать мостом между христианским Западом и мусульманским Востоком. Еще Кемаль Ататюрк мечтал видеть турецкую республику цивилизованной страной, частью европейской системы. Какие бы цели ни ставила Турция во внешней политике, все они были подчинены экономической и военной интеграции в западные структуры. Гарантом европеизации Турции выступала армия, которая вмешивалась в политическую сферу тогда, когда процессы «вестернизации» ставились под угрозу. Вместе с тем внешняя политика Турции, несмотря на четко обозначенную прозападную и проамериканскую ориентацию, имеет ярко выраженные специфические черты, которые определяются как особыми турецкими интересами в регионе стран Ближнего и Среднего Востока, так и процессами глобализации в мировом сообществе. Главная заинтересованность, которую проявляла Турция к Европейскому экономическому сообществу, состояла в ликвидации разрыва, существующего между турецкой экономикой и экономикой стран - членов Сообщества. Международная региональная организация Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС) была создана в июне 1992 г. в Стамбуле 11 странами Причерноморья (Азербайджан, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция и Украина). В декларации, подписанной лидерами этих государств, подчеркивалось, что ЧЭС рассматривает экономическое сотрудничество как вклад в формирование общеевропейского пространства, а также как путь к повышению степени интеграции в мировую экономику. На практике формирование регионального объединения создало неплохие условия для деятельности турецких предпринимателей, которые безуспешно стучались в двери «Общего рынка». Турция сделала серьезную попытку освоить рынок менее развитых стран на так называемом «посткоммунистическом» пространстве. Подписанный договор ощутимо сказался, прежде всего, на развитии торгово-экономических связей. Товарооборот увеличился более чем в шесть раз. Турцией подписаны двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении капиталовложений с 82 государствами, что демонстрирует потенциал для улучшения двусторонних инвестиционных отношений. Турция подписала соглашения об избежании двойного налогообложения с 71 государством. Это позволяет избежать повторной уплаты налога. Турция подписала Соглашения о социальном обеспечении с 21 государствами. Эти соглашения упрощают переезд иностранных рабочих из страны в страну. Число таких стран будет увеличиваться параллельно с увеличением числа источников прямых иностранных инвестиций. Соглашение о таможенном союзе между Турцией и Евросоюзом действует с 1996 года. Оно обеспечивает торговлю между Турцией и странами ЕС без каких-либо таможенных ограничений. Таможенный союз между Турцией и ЕС является одним из шагов страны на пути обретения статуса полноправного члена Евросоюза. Турция заключила FTA с 19 странами, создав, таким образом, зону свободной торговли, в пределах которой государства согласны упразднить тарифы, квоты и льготы на большинство товаров и услуг, которыми они обмениваются в ходе торговых отношений. Эта структура объясняет причины, по которым все больше транснациональных компаний используют Турцию в качестве второго источника поставок и производственной базы не только для стран ЕС и быстро развивающихся турецких рынков, но и для стран Среднего Востока, черноморского побережья и рынков Северной Африки. Дополнительным преимуществом является относительно дешевая, но квалифицированная рабочая сила и выгодная стоимость транспортировки. Из общей суммы иностранных инвестиций 52,8 % было направлено в банковский сектор и страхование, 6,37% в нефтехимическую промышленность и производство пластмасс, 5,4% - в сферу транспортных услуг. Лидерами по объему инвестиций в Турцию являются Ливан, Иран, Германия. Количество компаний с иностранным капиталом, действующих и зарегистрированных на территории Турции на конец 2012 г., составило 32604 предприятий. Более 79% из общего числа компаний представляют собой компании с ограниченной ответственностью, 19% - акционерные компании, а остальные 2% представляют коммандитные товарищества, коллективные партнерства и др. Таблица 1 Список ведущих 10 стран-инвесторов в Турецкую Республику в 2012 г. (млрд. долл. США) [2]
Иностранный капитал 18876 компаний приходится на страны Европейского Союза. Так, число компаний с немецким капиталом составляет 4779 фирм, на долю Великобритании приходится 2739 фирм, Голландии - 1974 компаний, России - 1325 компаний. Основная доля компаний с иностранным капиталом приходится на крупнейшие города Турции: в Стамбуле зарегистрировано 16516 фирм, в Анталии - 3510 фирм, Анкаре - 1936, Измире - 1683 фирм. Турецкий капитал появился практически во всех странах Европы, Америки и Азии. За последние годы сформировалась и своеобразная внешняя инвестиционная репутация Турции: в большинстве стран турецкий капитал ассоциировался с предприятиями сферы услуг, объектами социальной сферы, производствами малой и средней бытовой техники, сектора подрядных услуг, банковского дела. Несмотря на широкую географию турецких инвестиций, большинство предприятий с участием турецкого капитала - мелкие и средние предприятия, производящие довольно узкий спектр товаров и/или услуг. Это объясняется довольно высокими издержками производства в большинстве развитых стран, на фоне относительно низкой стоимости аналогичных составляющих производства в самой Турции. Согласно данным Казначейства Турции, за период 2000-2012 гг. турецкие инвесторы, которых насчитываются около 4 тыс. фирм, осуществили экспорт капитала на сумму 29,7 млрд. долл. США в 107 зарубежных государства. Турецкие компании, обладающие значительными возможностями для новых капиталовложений, предпочитают либо создавать новые производства на территории Турции (экспорт производимой продукции в данном случае для компании-инвестора все равно оказывается выгоднее, чем производство аналогичной продукции в одной из развитых стран), либо осуществлять свои капиталовложения на более привлекательных рынках, т.е. в странах Центральной и Восточной Европы, Средней Азии, Арабского мира. Необходимо отметить, что экспорт капитала, в отличие от экспорта готовой продукции, не пользуется в Турции повсеместной поддержкой и стимулированием со стороны государства. В основе такого подхода лежит стремление Турции в ходе реализации всех последних экономических программ максимизировать валютные доходы, важнейшей статьей которых традиционно является экспорт товаров. Этим задачам служит целый ряд механизмов государственной поддержки экспорта, в том числе - Центр по развитию экспорта («IGEME»). Таким образом, вполне оправданной можно считать и проводимую турецким правительством государственную политику по привлечению иностранных инвестиций в национальную экономику, что также является фактором увеличения притока валюты в страну. Литература
- Вам это пригодится: - Регион в системе внешнеэкономических связей России
|
|