Суббота, 22.07.2017, 21:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Возникновение детских и подростковых страхов

Чувство беспокойства, тревоги и страха определенного вида, для детей в каждой возрастном периоде нормальная часть развития. Хотя в большинстве случаев, беспокойство у детей, и возникшие страхи в детстве носят кратковременный характер. По свежим данным статистики 8 - 22% детей испытывают беспокойство более интенсивно и чаще, чем другие дети, что не позволяет им полноценно развиваться и приводит к задержкам в умственном и физическом развитии.
Существует недостаток информации в области изучения генезиса страхов и механизмов тревоги. Но, несмотря на это, мы предлагаем на рассмотрение несколько интересных исследований и подходы к этому вопросу. В работе Ж.M. Глозмана и В.В. Зоткина раскрывается механизм формирования тревожности: "Структурные изменения в личности не образуются сразу, а постепенно, по мере укрепления негативного отношения, и тенденции  принимать довольно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать в аварийном состоянии ". "Неоднократное повторение условий, провоцирующих высокое значение сигнала, создает постоянную готовность испытать это состояние." Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся достоянием личности. Это подтверждается мнением А.И. Захаров о том, что страх ребенка является неотъемлемым условием для развития невротической личности, и дети в возрасте 5 - 7 лет характеризуются триадой страхов, в виде "темнота одиночество - замкнутое пространство".
На сегодняшний день еще не до конца определено положение о причинах тревоги и страха. Существует мнение о тревоге как свойстве темперамента личности, формирующееся из-за слабости нервных процессов, делая личность ребенка ослабленной замедляя развитие.
A.M. Прихожан отметила, что страх и беспокойство уходит своими корнями в исторические периоды жизни общества, что нашло отражение в заболеваемости, распространенности и интенсивности тревожных переживаний. A.M. Прихожан раскрывает механизм "психологического замкнутого круга», в котором тревога закрепляется и усиливается, фиксирует в памяти негативный эмоциональный опыт, который влияет на отрицательные установки на будущее, и, образовывая большое количество реальных переживаний. Этот "порочный психологический круг» только укрепляет и усиливает тревогу и опасения человека и его страхи. Нарушая нормативное развитие ребенка на всех этапах становления личности. Эта точка зрения подтверждается работой Ж.M. Глозмана и В.В. Зоткина.
В большинстве исследований, описывающих возникновение и развитие тревожности, использует психодинамический подход. Авторы этого подхода считают, что определить предрасположенность ребенка к повышенной тревожности и страхам можно на основе индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, а также нервных процессов возбуждения и торможения. А.И. Захаров фокусируется на том, что свойства нервной системы вполне отчетливо проявляются во внешнем поведении ребенка. Дети с сильной нервной  системой могут работать или играть, они, как правило, отличаются высоким эмоциональным тонусом, постоянным вниманием, хорошо ориентируются в незнакомых ситуациях. Эти дети могут относительно легко переключиться на другой вид деятельности, они имеют высокий темп и интенсивность работы. Дети со слабой нервной системой вялые, замедленны в любой деятельности, они пассивны в работе, долго включаются и восстанавливаются, быстро отвлекаются. Темп и интенсивность деятельности низкая.
Для Н.Д. Левитова ясно, что тревога показатель слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов. Но, мы не можем рассматривать этот подход как единственно верный, поскольку социальные факторы являются мощным стимулом для изменения развития ребенка, как в положительные, так и в отрицательные направления. Поэтому мы освещаем, мнения авторов, которые используют социальный подход к устранению причин детской тревожности.
Таким образом, основной причиной беспокойства у детей младшего школьного возраста рассматривается неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно его матерью. Потому что не получая материнской любви, привязанности и неспособности удовлетворить физиологические потребности заставляет ребенка достигать этой цели самостоятельно, что приводит к хроническим неврозам, тревога и патологическим, навязчивым страхам ребенка.
К. Хорни, в отличие от Фрейда, не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. В развиваемой ею социокультурной теории личности этиология тревоги заключается в отсутствии чувства безопасности в межличностных отношениях. Все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге, значит, происхождение невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Если ребенок ощущает любовь, принятие себя, он чувствует себя в безопасности, и, скорее всего, будет развиваться нормально. Если ребенок не ощущает себя в безопасности, то у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в  конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого.
Изменение социальных отношений, часто вызывает значительные трудности у ребенка, что также может быть причиной беспокойства. Так, с приходом детей в дошкольное учреждение они становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Там приходит время адаптации ребенка к новому месту. И когда процесс адаптации затягивается, ребенок сам не может выйти из этого состояния и его жизненно важные ресурсы сокращаются, ребенок замыкается в себе, его круг общения сокращается, мы можем говорить о развитии повышенной нервозности и тревожности, развитии страхов. В этой ситуации необходима помощь специалиста.
Появление детской тревожности, в социальном подходе, может быть результатом личной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. Мама, "привязывает" ребенка к себе, защищает от опасностей, в результате чего ребенок теряет свою самостоятельность. В результате, ребенок обеспокоен, когда нет матери, легко теряется, ему тревожно и страшно. Активность и независимость не развиваются. А.И. Захаров также сказал, что если отец не принимает участия в воспитании ребенка, ребенок еще больше привязывается к матери, и в том случае, перенимает озабоченность, тревоги матери на себя. Маленькие дети, незрелые, зависимые от лиц, осуществляющих уход за ними склонны к тревожности, из-за возможности потерять уход, любовь и заботу. В свою очередь процесс адаптации в такой ситуации замедляется или прекращается вовсе, существует необходимость обращаться к специалистам, чтобы исправить ситуацию.
Образование, основанное на завышенных требованиях, набирающее популярность в наше время, с которым ребенок не может справиться или справляется с трудом, также отмечается, как причина беспокойства. Часто родители участвуют в образовании ребенка, используют строгий контроль, строгую систему норм и правил, нарушение которых влечет за собой различные  наказания, что в свою очередь создает психотравмирующую ситуацию для ребенка, вводя его в тревожно-фобическое состояние. Самая современной причиной возникновения страхов и повышенной тревожности на наш взгляд, является убеждение, что дети, которые живут в квартирах и относятся к числу “единственного ребенка” в семье, отрицательно влияет на эмоциональное развитие ребенка. К этому добавляется ограниченность в двигательной и игровой деятельности, которая способствует развитию тревожности у ребенка. Не смотря на многократно подтвержденное мнение о том, что игра была и остается естественным способом искоренения страха и тревоги в позитивном ключе.
Существует также очень интересное мнение о том, что личностная тревожность фобические состояния личности имеют наследственный характер. Например, родители с повышенной личностной тревожностью, передают свое тревожно-фобическое состояние ребенку в перинатальном и постнатальном периодах жизни. Усиливая переданное по наследству состояние неправильным поведение, стилем воспитания, чрезмерными наказаниями, родительскими установками.
Л.В. Орлова в своей работе на основе этого предположения получила формулу, которая выглядит следующим образом: "личностная тревожность ребенка + внешний фактор (в виде родительских установок, чрезмерных наказаний, стилях воспитания) = приводит к формированию страхов и повышенной тревожности ребенка. Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что среда играет предопределяющую роль, способствуя формированию системы отношений, чувству собственного достоинства, ценностей, интересов и направленности предпочтений. Высокая тревожность оказывает негативное влияние на результаты деятельности ребенка, может усугубить симптомы негативных аспектов кризиса 7 лет.
Неадекватное поведение родителей приводит к разрушению эмоционального контакта с окружающей средой, что в отечественной психология рассматривается как один из механизмов формирования и развития личности аномалий.  Л.С. Выготский считал, что физиологические и социальные факторы влияют на развитие ребенка в равной степени, усугубляясь и принося иногда непоправимый вред психическому и физическому здоровью ребенка.
Социальные страхи подростков постоянно изучаются в рамках таких наук как социология, медицина и психология. В разнообразных исследованиях были выделены некоторые общие, закономерно повторяющиеся особенности психического развития в подростковом периоде. Подростковый период характеризуется быстрой сменой настроения, эмоциональной неустойчивостью, повышенной возбудимостью, восприимчивостью, что приводит к новым переживанием, интересам и потребностям. Данная проблема интересовала многих отечественных и зарубежных психологов, к которым относились Зигмунд Ф., Захаров А.И., Анохин П.К.
Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Переживание страха это врожденная способность человека, которая играет важнейшую роль в процессе становления личности. Несмотря на свою негативную окраску, страх выполняет важные защитные функции психики человека, такие как защитно-адаптивную, социализирующую, воспитательную и обучающую. Одними из основных страхов детства принято считать внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно внушают ребенку страх, настойчиво указывая на наличие опасности. Ребенок еще не догадывается о возможной опасности, а беспокойные родители уже проектируют возможный исход «Не подходи к чужой машине, там злой дядя он тебя в лес увезет». Если такое запугивание происходит без веских на то причин, то ребенок полностью теряет уверенность в себе и его страхи возрастают. Особую роль играют устойчивые страхи это страхи с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, опасность этих страхов в том, что если к ним относится не правильно и не выявлять причины их появления ,то они понесут пагубные последствия в дальнейшем развитии. По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение.
Соответственно ужас - это наивысшая точка страха, а волнение начальная стадия страха. В тесной связи со страхом стоит понятие тревоги. Тревога-это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Следовательно, если страх - эффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога - это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.
Необходимо отметить, что возрастные страхи, т.е. страхи, соответствующие определенному возрасту, в какой-то степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Сначала ребенок боится оставаться в одиночестве, затем незнакомых ему людей, далее страх боли и высоты, временами боится отрицательных героев и наконец, ребенок опасается огня и темноты, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы.
Подростковый возраст (англ. teenage period, adolescence) период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Этот период можно определить как критический в развитии личности человека. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения, познания окружающего мира и себя в том числе. В этом возрасте психика ребенка нестабильна и восприимчива к происходящему вокруг. Общение со сверстниками имеет огромное значение. По мнению С.А. Кулакова, «подростковый возраст период особой концентрации конфликтов, приводящим к различным поведенческим отклонением, таких как агрессивное поведение, наркомания, суициды и т.п.».
 Выделяют природные и социальные подростковые страхи. Природные страхи базируются на инстинкте самосохранения, к таким страхам можно отнести: страх смерти, глубины, воды и т.п. Социальные страхи отображают взаимодействия ребенка с обществом. К этим страхом относят: страх позора, осуждения людей, опоздания куда-либо. Страх одиночества так же относится к социальным страхом. Подростки начинают стремиться к индивидуальности, происходит становление себя как личности, формирование своего «Я». Это непосредственно связанно с беспокойством и страхом «быть не собой».
В тоже время каждый ребенок хочет быть значимой частью общества и принадлежать к группе. Очень важным критерием для ребенка становится общение со сверстниками. Страх «быть не собой», «быть кем-то другим» чаще всего подразумевает страх изменения. В этот период у подростков возникают мысли о своих и чужих недостатках выраженных, например, в несовершенстве фигуры или необходимостью носить очки. Подростки крайне чувствительны к осуждению и отрицательной оценки других людей,. На данном этапе развития у многих подростков формируются эталоны красоты, идеал семьи и отношений отличных от реальных. Для подростка очень важно быть идеальным и лучшим для всех.
В последствии может возникнуть «синдром отличника», что приводит к опасением возможных неудач и провалов. У подростков склонных к мнимости, повышенному беспокойству возникает навязчивые опасения, будто они некому не нужны, что их жизнь бессмысленна и т.п. На количество социальных страхов влияет отношения в семье. Чем больше взаимопонимания и тепла в семье, тем меньше страхов будет развиваться у ребенка.
Таким образом, накаленная обстановка в семье и недопонимание родных провоцируют появление новых страхов. Большое число страхов у ребенка понижает его самооценку и уверенность в себе, что пагубно влияет на его отношения в коллективе. Свои страхи подростки тщательно скрывают, но их не сложно выявить, дети, чаще всего отказываются от публичных выступлений, избегают новых знакомств и ответственных заданий. В разнообразных исследованиях страхов подростков обнаруживаются и определенные гендерные различия в источниках тревоги и страха.
 Например, межличностные страхи у девочек формируются к 12-ти годам, а у мальчиков лишь к 15-ти. Если у девочек в раннем подростком возрасте в основном волновала возможность наказание родителей, то в 15 лет их волнует здоровье и настроение родных. У мальчиков и в младшем и старшем подростковом возрасте основным страхом оказалось боязнь физического насилования. Низкие показатели некоторых страхов у мальчиков в 12-13 лет объясняется началом полового созревания, который выражен в повышенной возбудимости, агрессии и неуравновешенности. Из этого можно сделать вывод, что чем выше уровень агрессивности, способности к физическому и моральному ущербу, тем меньше страхов у подростка и наоборот неспособность к агрессивному поведению формирует большое количество страхов.

Выводы

По результатам исследования можно сделать следующие выводы: подростковый возраст отличается нестабильностью, эмоциональной неустойчивостью и восприимчивостью к внешним стимулам. Различные психические нагрузки могут спровоцировать стресс. Социальные страхи имеют непосредственное влияние на дальнейшее развитие личности ребенка, на формирование его уверенности в себе. В большей степени страхи подростков связанны с межличностными отношениями: боязнь определенных людей, страх позора, осуждения и насмешек со стороны сверстников. На уровень и развитие страха влияет многие факторы, один из которых гендерные различия. Уровень развития страха у девочек выше, чем у мальчиков. Одной из главных причин этого является более требовательное отношение девочек к собственной личности.
Немаловажным фактором также является отношения в семье, подросток менее подвержен развитию страхов при гармоничных и доверительных отношениях. Для того что бы страхи у подростков проходили менее заметно и приносили меньше отрицательных последствий, ребенку нужно учиться не замыкаться в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми. Важно не заострять внимание ребенка, на имеющиеся физические и иные недостатки. Задача родителя быть примером уверенного и гибкого поведения, быть готовыми принять своего ребенка со всеми недостатками и не стараться демонстрировать свою склонность к беспокойству и сомнением.

- Курсовые работы на заказ

Возникновение детских и подростковых страхов
Поиск

Яндекс.Метрика