Суббота, 21.04.2018, 22:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст именуют вершиной детства. В нынешней периодизации развития психики человека этот период определяется временными рамками от 6-7 до 9-11 лет.

В период младшего школьного возраста ребенок претерпевает серьезные изменения в его жизни. Ему предъявляют новые особые требования, он играет новую для себя социальную роль, в его нынешней деятельности преобладает совершенно новый вид - учебная деятельность, постепенно отодвигая на второй план игру. Мотивация в учебной деятельности принимает весьма значимое значение. Благодаря ей формируется общее отношение ребенка к осуществляемой деятельности. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. 

В.С. Мухина отмечает следующее: «В данный период у детей наблюдается активный физический рост. Нервно-психологическое же развитие ребенка переживает менее активное развитие по сравнению с физическими показателями. В результате этого нервная система на некоторый период времени ослабляется. Наблюдаются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях». 

Мышление ребенка начинает носить словесно-логический характер, постепенно отодвигая на задний план мышление наглядно-образное.

Кроме того, наблюдаются следующие изменения в жизни детей младшего школьного возраста.

  1. Происходит смена референтной группы.
  2. Происходит смена распорядка дня.
  3. Укрепляется новая внутренняя позиция.
  4. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Младший школьный возраст характеризуется развитием таких психических познавательных процессов, как мышление, речь, восприятие, внимание, память и воображение.

Мышление у детей младшего школьного возраста делается преобладающей функцией. Словесно-логический характер мышления сменяет наглядно-образный, который господствовал в период дошкольного детства.

Г.С. Абрамова утверждает, что «в конце начальной школы у детей начинает явно выражаться склонность к тому или иному виду мышления. У одних складывается теоретическое мышление, другие будут склонны к философии, а третьи проявляют задатки творческого мышления». В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).

Память формируется в двух направлениях - произвольности и осмысленности. В процессе учебной деятельности у детей возникает необходимость заучивания учебного материала. В результате самопроизвольно начинают развиваться различные виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Основным видом внимания у детей младшего школьного возраста остается непроизвольное внимание, но также дети учатся концентрировать внимание на нужном объекте. Активация внимания возможна при волевых усилиях и высокой мотивации.

Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Восприятие учащихся начальной школы характеризуется слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны, формы цвета, времени.

Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой - воссоздающее (репродуктивное), на второй - продуктивное. В первом классе воображение базируется на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выдвигается слово, дающее простор фантазии.
По мнению Е.Е. Сапоговой, «7-8 лет - сензитивный период для постижения норм морали (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению».

Речь ребенка развивается при помощи лингвистических способностей, его способности чувствовать язык. Кроме того, в младшем школьном возрасте дети прислушиваются к звучанию слов. По их звучанию он способны дать слову оценку: можно ли произносить это слово часто, или оно очень плохое, что его даже стыдно произносить вслух.

В.С. Мухина заметила: «В отличие от трехлетнего ребенка, который использует в общении 500 и более слов, в активном словаре первоклассника насчитывается уже 3000 - 7000 слов, среди которых существительные, глаголы, местоимения, прилагательные, числительные и соединительные союзы».

При правильном объяснении закономерностей языка и речи учащийся начальной школы сможет в рамках игровой деятельности анализировать свою речь и речь окружающих.

Главная функция речи - это общение, передача информации или коммуникация. Шести-семилетний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи. Это речь, способная передать описание того, о чем говорится. Ее можно понять без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Младший школьник в состоянии пересказать историю, услышанную из уст своего сверстника или взрослого человека, или составить собственный рассказ о случившемся.

Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться тому, что "пишется" совсем необязательно как "слышится" и что нужно разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание.

Ребенок овладевает письмом вместе с овладением письменной речью. Освобождаясь от напряжения, связанного с овладением исполнительских действий письма, ребенок начинает осваивать саму письменную речь. Его учат переписывать, а затем и пересказывать тексты

Кроме развития когнитивной сферы личности (психических познавательных процессов), в младшем школьном возрасте отмечается развитие психо-эмоциональной сферы личности ребенка.

Взаимоотношения младших школьников со сверстниками также характеризуются некоторыми особенностями. Дело в том, что, общаясь между собой, учащиеся начальной школы обладают сформированными в различной степени волевыми качествами и культурой речевого и эмоционального общения. П.П. Блонский установил: «Это становится результатом выраженного проявления некоторых форм поведения, таких как плаксивость, агрессивные реакции, двигательная расторможенность».

Что касается мотивации общения со сверстниками, многие психологи придерживаются мнения, что мотивы выбора партнера для общения в младшем школьном возрасте остаются теми же что и в дошкольном детстве:

- Потребность в игровом общении

- Положительные личностные качества выбираемого

- Способность к какому-либо конкретному виду деятельности.

Начиная с 9 - 10-летнего возраста у ребенка возникает еще и потребность в одобрении со стороны своих сверстников, что является главным условием для формирования детского коллектива.

Многие исследователи в области возрастной психологии, например, Д.И. Фельдштейн, утверждают, что «некоторые дети в возрасте 6 - 7 лет при выборе товарища ставят на первое место его национальную принадлежность».

Психо-эмоциональное развитие младшего школьника во многом определяется взаимоотношениями со взрослым, а именно учителем. От того, как учитель преподносит материал, разбираемый на уроке, как он выражает свою оценку прочитанного или рассказанного произведения, зависит формирование эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру.

Усиленно формируется самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Значительное роль играет семейное воспитание, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей вырабатывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников регулярные неудачи и низкие отметки понижают уверенность в себе, в своем умственном и физическом потенциале. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области - в занятиях спортом, музыкой.

В младшем школьном возрасте основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность. Она характеризуется наличием результата, произвольностью и обязательностью.

Основы учебной деятельности закладываются как раз в первые годы учебы. Учебная деятельность должна, с одной стороны, организовываться с учетом возрастных возможностей, а с другой - должна обеспечить их нужной для последующего развития совокупностью знаний.

Компоненты учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину):

1. Мотивация.

2. Учебная задача.

3. Учебные операции.

4. Контроль и оценка.

Е.Е. Сапогова выделяет мотивы учения:

  • познавательные (приобретение и усвоение знаний, самостоятельная работа, знания в различных областях деятельности (наука, музыка, культура и т.д.);
  • социальные (ответственность, осознание общественной важности учения, склонность к занятию определенного места в взаимоотношениях с окружающими, добиться их одобрения);
  • узколичные - получить хорошую отметку, заслужить похвале.

Обучение в школе характеризуется особой общественной важностью деятельности ребенка, соблюдением правил, общих для всех, постижением научных представлений, а также тем что отношения со взрослыми носят опосредованный характер (при помощи образцов и оценок).

Результатом учебной деятельности следует считать возникновение следующих психических новообразований: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика