|
Возрастные особенности детей среднего школьного возрастаВ возрастной психологии средний школьный возраст часто называют отроческим или подростковым. В нынешней периодизации развития психики человека этот период определяется временными рамками от 9-11 до 14-15 лет. В среднем школьном возрасте продолжают развиваться все те же психические познавательные процессы что и в младшем среднем возрасте. У детей в среднем школьном возрасте продолжается развитие теоретического мышления. В подростковом возрасте ребенок способен с помощью небольшой подсказки взрослого выдвинуть гипотезу, проверить, подтвердить или опровергнуть ее. На основе этого нового умения у детей среднего школьного начинает развиваться логическое мышление. А.А. Реан отмечает, что «главной особенностью мышления подростка является объединение всех видов мыслительных операций в единую целостную структуру». Кроме того, в подростковом возрасте имеет место развитие абстрактного мышления. В этом возрасте дети начинают больше интересоваться философскими, религиозными, политическими проблемами. В процессе развития памяти у детей среднего школьного возраста также наблюдаются некоторые характерные особенности. Во-первых, в условиях увеличения объема информации в средней школе ребенок вынужден преобразовывать учебный материал таким образом, чтобы его было легче запомнить. Подросток старается запомнить логические связи между единицами воспринимаемой информации. Развивается способность к логической памяти, которая в большинстве случаев отодвигает на второй план другие виды памяти. Во-вторых, в подростковом возрасте меняются отношения между памятью и мышлением. А.А. Реан так устанавливает взаимосвязь между этими познавательными процессами: «Если в младшем школьном возрасте развитие мышления находится в прямой зависимости от развития памяти, то в среднем школьном возрасте мышление определяет особенности функционирования памяти». Что касается внимания, средний школьный возраст в отличие от младшего школьного возраста характеризуется развитием не только непроизвольного, но и произвольного мышления. Ребенок в этом возрасте способен управлять своим вниманием с помощью волевых усилий. Однако способность в управлении, а также в распределении внимания развита в подростковом возрасте еще в недостаточной мере. Воображение ребенка в среднем школьном возрасте также усиленно развивается, что свидетельствует о развитии у подростка творческих способностей. Многие дети в среднем школьном возрасте обнаруживают у себя талант в поэзии, рисовании и других видах творчества. Однако воображение ребенка в подростковом возрасте имеет менее продуктивный характер, чем воображение взрослого человека. Приоритетными направлениями в развитии речи у детей среднего школьного возраста являются письменная и монологическая речь. Развитие письменной речи подростка характеризуется формированием и развитием умения писать изложения и сочинения на заданную или произвольную тему. В монологической речи ребенок среднего школьного возраста проявляет способность к самостоятельной подготовке к устному выступлению, рассуждать на предложенную учителем тему, а также аргументировано высказывать свои мысли по интересующей его теме. Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками - все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д. При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне. Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции, в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. А.А. Реан говорит: «В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир». Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. В коммуникативной сфере развития личности подростка также наблюдаются изменения. В большей степени они проявляются во взаимоотношениях со взрослыми. Они имеют двойственный характер. С одной стороны, ребенок среднего школьного возраста стремится доказать взрослому свое принципиальное равенство прав со взрослым человеком, свою особую позицию в обществе. В своем общении со взрослым человеком ребенок среднего школьного возраста открыто протестует против «детских» методов контроля и воспитания. С другой же стороны, подросток чувствует потребность в поддержке, помощи и оценке его действий взрослым. Учебная деятельность в среднем школьном возрасте остается актуальной для ребенка, но по своей психологической значимости уходит на второй план. Д.Б. Эльконин утверждает, что ведущей деятельностью в этом возрасте становится общение со сверстниками. Эльконин также определяет следующие мотивы деятельности общения:
Д.И. Фельдштейн считает, что «самой значимой, с точки зрения психики, деятельностью для ребенка среднего школьного возраста является деятельность, в которой подросток может продемонстрировать свою личную ответственность, самостоятельность и, конечно, высокий результат. Это может быть учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная деятельность». В поведении детей среднего школьного возраста наблюдаются следующие поведенческие реакции на реальную действительность:
Основными психическими новообразованиями в среднем школьном возрасте являются переход к формально-логическим мыслительным операциям, избирательный и целенаправленный характер восприятия, способность к логической памяти, теоретическое дискурсивное мышление. |
![]() |