Пятница, 29.03.2024, 11:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Возрастные особенности младших школьников

Начало младшего школьного возраста, определяется с момента поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом на обучение с 6 лет и внедрение четырехлетней начальной школы нижний предел возраста можно считать со с 6 лет. Соответственно граница младшего школьного возраста совпадает с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время от 6-7 до 9-10 лет.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, которое предусматривается в процессе систематического обучения в школе. В первую очередь, улучшается работа мозга и нервной системы. По данным физиологов, до 7 лет структуры в коре головного мозга уже в значительной степени зрелые. Однако наиболее важным, в частности, для корковых частей мозга, отвечающих за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, детей в этой возрастной группе еще не завершил процесс своего развития (развития лобной части мозга заканчивается к 12 годам), тем самым регулирование торможения коры в подкорковых структур недостаточное. Несовершенство функций коры головного мозга проявляется в специфическом для детей этого возраста, особенностей поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны длительно концентрироваться, эмоциональны.

Начало школьного образования практически совпадает с периодом второго физиологического криза, в возрасте 7 лет (в теле ребенка происходит эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов, вегето-реструктуризацией). Это означает, что радикальные изменения в системе общественных отношений и деятельности ребенка совпадают с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации резервов.

Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопутствующие физиологическим перестройкам (усталость, нервно-психологическая уязвимость ребенка), физиологический криз не столько болезненный, сколько, наоборот, способствует успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это происходит потому, что физиологические изменения удовлетворяют повышенным требованиям новой ситуации. Кроме того, отставание в общем развитии по причине педагогической запущенности при этом кризисе это последняя возможность, когда еще можно догнать сверстников (Петрунек В.П., Таран Л.Н.).

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохранены и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, педагогика приходит к выводу, что на самом деле в младших классах, в среднем, мальчики младше девочек, на полтора года, хотя эта разница не в календарном возрасте» (Хрипкова А.Г., Колесов Д.В.).

Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к психическому здоровью детей, которое в начальной школе является хрупким, характерна низкая сопротивляемость усталости.

Начало обучения в школе приводит к радикальным изменением социальной ситуации развития ребенка. Он получает социально значимые обязательства и общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка во многом определяется тем, насколько хорошо он справляется с новыми требованиями.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет основные изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках деятельности развиваются психологические новообразования, наиболее значительных достижение в развитии младших школьников и являются основополагающими для развития в следующем возрастном этапе.

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активный интерес к действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Младший школьный возраст - это период интенсивного развития и качественного преобразования когнитивных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими умственными процессами, научается управлять вниманием, памятью, мышлением.

По словам Л. Выготского, с началом обучения в школе мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, то, что происходит в процессе освоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей» (Эльконин Д.Б.). Усвоение в процессе обучения основ теоретического сознания и мышления приводит к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

В этот период, качественно изменяется способность произвольного поведения. Происходящая в этом возрасте «потеря детской непосредственности» (Л.С. Выготский) определяет новый уровень развития мотивационно - потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать  напрямую, следовать сознательным целям, социально установленным правилам, нормам и способам поведения.

На протяжении младшего школьного возраста, начался новый тип отношений с другими людьми. Абсолютный авторитет взрослого постепенно теряется, все более важно, чтобы ребенок начинает приобретать сверстников, растет роль детского сообщества.

Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

- качественно новый уровень развития произвольной
регуляции поведения и деятельности;

- рефлексия, анализ, внутренний план действий;

- развитие новых когнитивных отношений к действительности;

- ориентация на группу сверстников.

Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полное проживание ребенком этого возраста возможно только при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, педагогов, психологов), главной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Глубокие изменения, происходящие в психологической форме младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода, на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, изучающего окружающий мир и самого себя, приобретающих собственный опыт поведения в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным:

- для формирования мотивов, устойчивого развития познавательных потребностей и интересов;

- развитие производительных приемов и навыков обучения, "умение учиться";

- выявление индивидуальных особенностей и способностей;

- развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегулирования;

- формирование адекватной самооценки, развитие критичности к себе и к другим;

- освоение социальных норм, нравственного развития;

- развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

Наиболее важные новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно участвует в других видах деятельности (игры, элементы трудовой деятельности, спорта, искусства и других), которые постоянно совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст - это период позитивных перемен и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений каждого ребенка на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не обретет способность к обучению, и никогда не научится дружить, не приобретет уверенность в собственных силах, возможность сделать это в будущем (вне сензитивного периода) будет гораздо сложнее и потребует значительных душевных, умственных и физических затрат.

- Статьи, информация, новости

 

Возрастные особенности младших школьников
Поиск