В современном мире пристальное научное и практическое внимание привлекают вопросы, связанные с исследованием проблемы функционирования человека в обществе. В данном контексте особенно ярко проявляются противоречия, возникающие при реализации индивидом собственных социальных функций. Чаще всего это происходит при выборе рода деятельности или профессии.
В основном с ним сталкиваются молодые люди, которые последовательно переходят от школьной ступени образования к вузовской, а затем к профессиональной. Этот период в жизни людей сопровождается различными психологическими изменениями, требует повышенной концентрации и всесторонней личностной реализации.
Но на сегодняшний день проблема выбора профессии молодежью зависит не только от внутренних потребностей и даже материальных амбиций, но и целого комплекса внешних и внутренних факторов, анализ которых является весьма актуальным.
Исследование сущностного смысла заявленной тенденции позволяет не просто понять мотивацию локальных групп, или индивидуальных личностей к выбору траектории развития собственной профессиональной судьбы, но и спрогнозировать динамику численности кадрового потенциала государства в различных областях.
Таким образом, информативной задачей можно признать поиск ответа на вопрос: «Каковы основные мотивы, принципы, обстоятельства выбора профессии современной молодежью»?
Я считаю, что целесообразно дать определение понятию «профессиональный выбор». Его интерпретируют, как феномен определения человеком рода деятельности, предполагающего выполнение определенных операций и формирование конкретного уровня психологической подготовки.
Проблема выбора профессии молодыми людьми представляет собой весьма многогранное явление и продуцирует необходимость решения большого числа проблем. К ним относят:
- непонимание молодыми людьми того факта, что выбор профессии равносилен выбору образа жизни. Молодые люди концентрируются на содержании профессии, но не тех социальных аспектах, которые ее сопровождают;
- с 90-ых годов возникла направленность выбора молодыми людьми профессии при оценке уровня доходов, которые они смогут получить, занимая ту или иную должность. Но и в этом случае представления индивидов далеки от реальности, так как популяризированный престиж той или иной профессии зачастую не соответствует его действительному уровню;
- молодые люди обладают минимальным уровнем информации о том, каким образом проводится исследовании критериев выбора той или иной профессии, какими психологическими особенностями должен обладать человек, чтобы избежать ситуаций неуспеха и эмоционального дисбаланса;
- информация о рынке труда в отдельных регионах содержит различные расхождения в плане возможностей и потребностей. Другими словами объективных представлений о содержательной и функциональной стороне того или иного рода деятельности получить практически нереально. Учитывая этот факт, в нашей стране наблюдается расхождение между набором в вузы на определенные специальности и «социальным» профессиональным заказом. Например: «молодежь до сих пор стремиться поступать на юридические, экономические специальности, хотя присутствует реальная нехватка инженерных, технических кадров».
Тем самым среди ключевых факторов, регламентирующих профессиональный выбор молодежи, можно отметить:
- престиж рода деятельности;
- уровень желаемой финансовой стабильности;
- информационная подоплека;
- психологические аспекты.
Каждый из описанных параметров не является исчерпывающим и требует детального рассмотрения в конкретных случаях, может значительно варьировать, учитывая региональный и федеральный компоненты.
Также, как мне кажется, при оценке принципов выбора профессии сегодняшними молодыми людьми необходимо разграничивать понятия «выбор» и «самоопределение».
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. «Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности».
Для молодых людей, на мой взгляд, решающее значение имеет феномен выбора, так как самоопределение все-таки «должно подкрепляться хотя бы минимальным практическим опытом работы в той ли иной сфере».
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что профессиональный выбор молодежи основывается на многочисленных принципах, имеющих социальную и внутри личностную природу. Но от его корректности зависит уровень развития стабильности существования социального пространства.