Суббота, 27.07.2024, 03:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Взаимосвязь бюрократизма и государственной власти

Государственная служба в системе социальных отношений сформироваласьв качестве необходимого условия для нормальной жизнедеятельности общества, а также в качестве средстваподдержки других видов социальной деятельности.

Управленческий аппарат - это не только совокупность организаций и учреждений, но также и работающих в них людей. Данная совокупность людей представляет собойкрупную социальную прослойку, занимающую в обществе специфическое положение. Характерной чертой данной социальной группы является высокая степень организованности. Так, помимо многообразныхсоциальных связей управленцы со своей организацией связаны множеством организационных отношений, закрепленных в различных инструкциях, положениях и т.д.

При определенных условиях возможна деформация всей системы социальных интересов. Аппарат, созданный для обслуживания власти, утрачивает сугубо служебную роль, концентрирует в своих руках властные полномочия. Чем шире полномочия у управляющего органа, чем больше его оперативная самостоятельность, тем больше власти в его руках. При отсутствии действенного контроля со стороны общества эта власть начинает использоваться в интересах самого аппарата.

Если политиками определяются, в основном, лишь общие ориентиры реформ - стратегические направления, то обязанности бюрократии включают выбор целей среднего уровня, а также средств их достижения. Характерной чертой бюрократического целеполагания является то, что, в основном, цели уже соотнесены со способами их осуществления и с возможностями, потому как именно исполнительная вертикаль отвечает за непосредственную реализацию целей и задач.Это придает бюрократии реальный характер, чего не скажешь о большинстве политических целей.

С другой стороны, следует помнить, что если вдруг контроль со стороны гражданского общества за деятельностью бюрократии окажется слабым и недостаточным, то инструментальные функции управленческого аппарата могут постепенно трансформироваться в целеполагающие, и он превратится в самодостаточную силу.

Политизацию государственной бюрократии можно трактовать как стремление к монополизации власти государственным аппаратом. Для этого необходимы плодородная почва благоприятных политических условий. Политизация бюрократического аппаратаможет проявляться не только лишь в совмещении государственной службы с участием в деятельности политических организаций, а также использованиясвоего служебного положения в интересах политических партий. Она проявляется также в способности самостоятельногогенерирования политических решений, которые проистекают из интересов самой бюрократической организации.

Причина политизации бюрократического аппаратакроется не только в слабости политической элиты, но и в аполитичности основной массы социальных групп. Это весьма характерно для России и это объясняется наличием мощных социокультурных и исторических предпосылок:

- привычкой подчинения «царю-батюшке» и чиновнику;

- умением«стойко переносить» социальную несправедливость;

- инертностью гражданского общества;

- мягко говоря, «скептическим» отношением к демократическим ценностям,и, соответственно, незавершенностью формирования демократических институтов;

- социальной апатией и т.д.

Стоит отметить, что становление русскойполитической и управленческой элиты возникло, главным образом, в рамках так называемой «номенклатурно-административной модели», сущность которой заключается в том, что власть была сосредоточена в руках высшего чиновничества.

Следующей характерной чертой русской бюрократии, является то, что кроме ее «внутреннего» разрастания, имеет место стойкая тенденция вмешательства государственного аппарата в сферу гражданского общества, что еще больше усиливает процесс бюрократизации политики. Как результат бюрократической институционализации, явилось административное воздействие на становление партийной системы в РФ.

Таким образом, сосредоточение власти бюрократии и отсутствие контроля над нею со стороны гражданского общества наносит ущерб самому обществу, его развитию, целям демократического государства. Таким образом, все более возрастает актуальность реформирования системы государственной службы. Необходимо, при этом найти оптимальный баланс между передовым зарубежным опытом и национальными культурно-историческими особенностями, и традициями.

- Курсовые работы на заказ

Поиск