Четверг, 18.04.2024, 22:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Взаимосвязь толерантности и коммуникативной компетентности в сфере межличностных отношений

Процесс коммуникации осуществляется в коммуникативной сфере - это область коммуникативной деятельности человека, в которой происходит сообщение или получение определенной информации. В коммуникативной сфере осуществляется общественная деятельность людей в области экономической, производственной жизни. Коммуникативная сфера интегрирует целый ряд социально значимых характеристик коммуникации, таких как смысловая информация, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивированности в обмене информацией, тем самым она определяет себе роль доминанты в коммуникативной системе.

Основным критерием классификации коммуникативных сфер является информационное поле дискурса, а вспомогательным - способ и средства выражения информации. Различают обиходно-бытовую, деловую, профессиональную, художественно-творческую коммуникативные сферы, которые отличаются функционально-стилистическими особенностями языковых элементов, используемых в конкретной системе.

Сфера, обусловленная тематикой информации, формирует функциональный стиль коммуникации, ориентированный на определенную социальную группу. Здесь речь идет о молодежных, женских или профессиональных группах, которые пользуются разным словарным запасом, по-разному выражают мысль и строят свою речь.

И поэтому эффективность взаимодействия людей во многом зависит от компетентности в общении, которая включает систему знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека в различных ситуациях общения.

В межличностном общении существуют особые трудности, с которыми многим людям приходится сталкиваться в самом процессе общения.

Трудности в общении могут провоцировать интолерантное отношение к другому участнику взаимодействия. С другой стороны недостаток толерантности может порождать барьеры в общении. В сложных ситуациях общения наиболее ярко проявляется коммуникативная компетентность субъектов взаимодействия.

Улыбина Е.В., утверждает, что структура межличностного общения должна, рассматриваться с стороны внутренней (побуждение к действию) и внешней (средства, способы) коммуникации. В реальных актах общения эти стороны взаимосвязаны. Человек может из-за различных личностных особенностей вызвать у партнера отрицательную эмоциональную реакцию, общение с ним может препятствовать удовлетворению значимых для этого человека потребностей. В этом случае трудности будут иметь внутреннюю природу, а инструментальные аспекты общения будут играть вторичную, служебную роль и обеспечивать психологическую защиту.

Так, Л.А. Петровская, разводя внешние, операциональные аспекты коммуникативной компетентности и внутренние, глубинные, затрагивающие личностно-смысловые образования, подчеркивает, что именно последние играют определяющую роль по отношению к внешним, поведенческим.

Трудности в общении могут возникать также из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опыта, что накладывает отпечаток не только на имеющийся у них образа мира - природу, общество, человека, отношение к ним, но и на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях. Несходство жизненного опыта представителей разных возрастных групп применительно к общению выражается в неодинаковом уровне развития и проявления познавательных процессов при контактах с другим человеком, неодинаковом запасе и характере переживаний, неодинаковом богатстве поведенческих форм. Все это по-разному будет сопряжено с мотивационно-потребностной сферой, которая в каждой группе отличается своей спецификой.

Зима Н.Г., выделила наиболее распространенные психологические трудности общения в трудовой деятельности и выделила наиболее распространенные в этой сфере:

  • коммуникативные (отсутствие или искажение информации, как по горизонтали, так и по вертикали в трудовом коллективе);
  • интерактивные (низкий уровень профессионального общения, проявляемый именно при совместном труде).

Кривцова С.В. рассмотрела сложности общения в трудовой деятельности на примере сферы обслуживания, в которой она выявила избыток ролевого общения и дефицит межличностного, субъект-субъектного общения. Она безусловно правильно утверждает, что безадресность, игнорирование личности клиента, ощущение порабощенности обоими участниками общения - все это признаки профессионального, психологически неквалифицированного общения многих продавцов, парикмахеров, экскурсоводов, преподавателей различных кружков и т.д. Причиной этого является, среди прочего, неумение строить общение с клиентом.

При человеческом общении нередко возникают коммуникативные барьеры, как носящие социально-психологический характер, например взаимная неприязнь партнеров, так и обусловленные психологическими характеристиками участников, например, неумение четко сформулировать мысль, особенности восприятия.

Возникновение коммуникативных барьеров приводит к потере или искажению информации. Прежде всего, это барьеры непонимания. Фонематический барьер может возникнуть между людьми, говорящими на одном языке, но имеющими разный уровень развития и овладения речью. Когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного, возникает семантический барьер. Этот барьер связан с различиями «смысловых полей», или систем значений в тезаурусах участников общения, например, профессиональный язык, доступный только специалистам. Именно здесь позиция толерантности по мнению Миримановой М.С., забота о другом человеке, стремление открыть ему свой тезаурус, давая обратную связь, могут сыграть большую роль.

По мнению Е.В. Андриенко и М.С. Миримановой, стилистический барьер (неудачное структурирование информации замысловатые конструкции фраз) определяется разностью стиля подачи информации, то есть разными приемами использования средств языка для выражения мыслей.

Соответственно, человек, работающий в сфере обслуживания, должен обладать умением преодолевать каждый из названных барьеров, совершенствовать манеру подачи материала, достигать адекватной ситуации общения. Поэтому, если коммуникатор проявляет толерантность по отношению к реципиенту, то он учитывает своего партнера, в том числе его стиль и логику. Лучше не наращивать барьеры, а снижать существующие, способствуя пониманию.

Терпение как психологический механизм толерантности в межличностном общении дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам и включает в себя оптимальное сочетание эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных компонентов. Основное внимание в исследованиях эмоциональной устойчивости обращалось на эмоциональный аспект.

Петровская Л.А. отмечает, что важной составляющей компетентности в общении в рамках перцептивно-ориентированного тренинга характерна высокая степень включенности эмоциональной и интеллектуальной сферы. Роль эмоций ассоциируется одновременно и с целями и со средствами воздействия (в общении):

  • подчеркивается принципиальная важность умений тонко чувствовать эмоциональные состояния партнера по общению; акцентируется значимость обращенности к другому как предпосылка воздействия на самого себя;
  • особое значение придается эмоциональной атмосфере доверия, проистекающего из «открытости сердца», из готовности открыть себя партнеру;
  • не только мышление направляется на совершенствование эмоциональной сферы, но и сами эмоции можно рассматривать как средство, меняющее мысль, а также эмоциональный климат воздействия оказывается отражением и порождением субъект-субъектного контакта.

Толерантность и коммуникативная компетентность, выступают в качестве важнейших профессиональных свойств личности. Отношения, складывающиеся между людьми, обладают эмоциональной окрашенностью. Позитивный или негативный опыт взаимоотношений между людьми формирует соответствующую систему внутренних отношений личности. Внутреннее отношение выражается в своего рода готовности к определенному поведению.

- Курсовые работы на заказ

Поиск