Среда, 17.10.2018, 16:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Зарубежные концепции одаренности

Зарубежные ученые (Ф. Баррон, Д. Сиск, С. Кейплан (США); Дж. Айзенк, Дж. Фримен (Англия); К. Хеллер (Германия) и многие другие, в том числе делегации учителей) проявили удивительную отзывчивость в необходимости развития исследований и практики обучения одаренных детей в России. Публикация подготовленных зарубежных материалов в журнале "Иностранная психология" имеет не только информационный смысл, но способствует возможностям изложения своих позиций и материалов без конфронтации с другими, реальности длительных лонгитюдов, обеспечивающих валидность научных гипотез.

Среди современных зарубежных концепций одаренности самой популярной без преувеличения может быть названа теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензули. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя основными группами качеств: это общие или специальные способности выше среднего, высокий уровень включенности в задачу и высокий уровень креативности. Одаренный человек обладает ими либо способен к развитию этой системы качеств и приложению ее к любой потенциально ценной области человеческой деятельности.

Интерес представляют не только сами выделенные Дж. Рензулли факторы одаренности, но и то, как трактует автор процесс взаимодействия между ними. Наиболее полно это выражено в предложенной им графической схеме (см. схему 1). Каждая окружность символизирует один из выделенных Дж. Рензулли факторов. Как видим, одаренность - сложный итог наложения друг на друга трех факторов.

Принципиально важно то, что Дж. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.

Выделенные Дж. Рензулли факторы включены в большинство современных моделей одаренности. Так, например, по мнению известного специалиста в области детской одаренности Д. Фельдхусена, модель Дж. Рензулли должна быть дополнена "Я - концепцией" и "самоуважением". Он предлагает заботиться не только о развитии и росте интеллектуально-творческого потенциала и специальных способностей ребенка, но и о формировании у него позитивной "Я - концепции" и высокой мотивации.

- Вам может пригодиться:

- Российские исследования одарённости
- Особенности развития познавательной сферы одаренных детей
- Эмоционально-личностные проблемы интеллектуально одаренных детей
- Система работы с одаренными и талантливыми детьми

Зарубежные концепции одаренности
Поиск

Яндекс.Метрика