Вторник, 11.12.2018, 11:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Землеустройство как направление управления земельным фондом

Землеустройство как особый и специфический вид деятельности известен человечеству очень давно. В первую очередь, это связано с тем, что земля, как объект недвижимости, испокон веков являлось основным богатством человечества. В настоящее время, земельные ресурсы во многом являются главным фактором определяющим фундамент любого бизнеса от производства сельскохозяйственной продукции, до тяжёлой промышленности. Важность земельных ресурсов для общества и государства так же обуславливается наличием множества запретов и ограничений на сделки с землёй, в том числе и для иностранных граждан.

Исходя из этого, можно утверждать, что земля является одной из наиболее важных общественных ценностей (достоянием). Данная ситуация обуславливает необходимость осуществления качественного и эффективного регулирования различных вопросов связанных с землёй. К таким вопросам, прежде всего, относятся: порядок приобретения земли, её продажа, аренда, целевое назначение и правила использования, в том числе и порядок проведения различных видов землеустроительных работ. Наличие, каких либо пробелов или проблем в правовом регулировании данного вопроса прямо или косвенно может негативно влиять на результаты экономической деятельности связанной с землёй.

Кроме этого, безответственная хозяйственная деятельность человечества во многих странах мира на протяжении его истории, сопровождалась возникновением различных природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Следствием этого было нанесение непоправимого экологического вреда окружающей среде. Данный вред, в своём большинстве, проявился в нарушении экологического равновесия в экосистемах и ухудшении состояния природных ресурсов. Не стала исключением и Российская Федерация. Так, например, в научной литературе указывается, что плошать проявления негативных экзогенных процессов в последние десятилетия увеличилась на 40%. Данная ситуация, по нашему мнению, вызвана и недостатками правового регулирования вопросов землеустройства, одной из основных задач которого является обеспечение правильного и рационального использования земельных ресурсов.

Таким образом, актуальность темы работы обусловлена постоянной необходимостью исследования правоотношений в сфере осуществления землеустройства, сложившейся судебной практики в целях повышения качества правового регулирования данных правоотношений.

Правовое регулирование проведения землеустроительных работ (землеустройства) осуществляется земельным законодательством. Основными целями такого регулирования является охрана и обеспечение рационального использования земель, улучшения ландшафтов и создания благоприятной окружающей среды.

Наиболее важной задачей законодательства регулирующего проведение землеустроительных работ является организация рационального использования земель всех категорий, к которым относятся земли сельскохозяйственного назначения, земли населённых пунктов, земли промышленности и иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.

Для выполнения указанных выше задач и достижения целей формируется и ведётся специальный государственный фонд данных, полученных в ходе осуществления землеустроительных работ, а именно – в ходе сбора, обработки, учёта, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства. Определение порядка создания, ведения и использования такого фонда данных отнесено к компетенции Правительства РФ.

Особенностью процесса землеустроительных работ является то, что вся документация, которая была получена в результате проведения землеустройства и включённая в соответствующий государственный фонд является федеральной собственностью и не может быть приватизирована.

По содержанию землеустройство состоит из правовых, экономических, технологических, технических и организационно-хозяйственных мероприятий. Их особенностью является то, что все они регулируются посредством права.

Так же, следует заметить, что, несмотря на старания законодателя обеспечить качественное и всеобъемлющее правовое регулирование исследуемого вопроса, в данной сфере часто возникают споры как между частными лицами (участниками гражданских, либо предпринимательских правоотношений), так и между указанными лицами и органами государственной власти, связанные с реализацией административно-властных полномочий последних в сфере землеустройства.

Согласно действующего законодательства, споры, которые возникли в сфере общественных отношений связанных с проведением землеустроительных работ могут разрешаться как в административном, так и в судебном порядке. В своём большинстве такие споры подведомственны арбитражным судам согласно Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Отдельно следует уделить внимание информационному аспекту землеустроительных работ. Так, сам факт проведения землеустройства и общие сведения о нём должны быт общедоступными, то есть иметь открытый характер. Исключением из данного правила является информация, составляющая государственную тайну и конфиденциальную информацию (сведения, относящиеся к личности собственников участков, землепользователей, арендаторов и т.п.).

Само землеустройство (проведение землеустроительных работ) осуществляется специальными государственными проектными организациями, а так же другими предприятиями и физическими лицами, которые получили лицензию на осуществление таких работ.

Важной гарантией соблюдения прав и свобод участников землеустроительных правоотношения является право заинтересованного лица обжаловать действия, связанные с проведением землеустройства или его отсутствием.

На данный момент в Российской Федерации существуют более двух тысяч организаций осуществляющих в установленном законодательством порядке землеустроительные работы и  получивших соответствующие разрешения от государства. Таким способом государство постепенно уменьшает своё вмешательство в предпринимательскую деятельность (в экономику в целом). Кроме того, положительный эффект имеет отказ от лишних функций и услуг, которые сами по себе могут быть осуществлены частными организациями под контролем государства.

Однако, следует отдельно указать, что, не смотря на это, увеличивается количество жалоб граждан на необоснованное повышение цен и злоупотребление в этой сфере со стороны частных организаций. По мнению автора, данная ситуация никоем образом не указывает на неправильность передачи полномочий частным лицам в вопросах проведения землеустройства, а говорит о недостатках государственной антимонопольной деятельности (политики) или законодательства, что является темой отдельного исследования. Кроме этого, увеличение количества жалоб и судебных дел по вопросам землеустроительных работ так же обуславливается возросшей общей гражданской активностью общества в России.

Не смотря на то, что отечественный законодатель уже имеет достаточно большой опыт осуществления правового регулирования межевания земельных участков, в том числе и тех, на которых расположены принадлежащие разным участникам правоотношений объекты недвижимости, в законодательстве существует целый ряд проблем указанных выше. С целью их скорейшего и правильного разрешения, необходима организация предметной научной дискуссии с учётом правоприменительной, в том числе и судебной, практики по этому вопросу, а так же, внесение соответствующих изменений в федеральное законодательство и подзаконные акты по результатам такой дискуссии.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика