Четверг, 18.10.2018, 22:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Значимость и предпосылки толерантного поведения у детей дошкольного возраста

Воспитание у детей, посещающих дошкольные учреждения толерантного поведения является одним из аспектов работы по нравственному воспитанию и помогает социализации личности. В соответствии с современным видением о социальном взаимодействии людей, толерантность сможет помочь человеку овладеть бесконфликтным взаимодействием с другими (людьми, мнениями, идеями). То есть толерантность становится сознательно формируемой моделью взаимоотношений между людьми, а толерантное поведение - практической реализацией этой модели.

Исследование поведения ребенка - это изучение его социальных отношений, путей возникновения конфликтов и способов их решения. Как отмечает Л. Выготский, история поведения человека начинается с момента его рождения. На ранних этапах развития поведение ребенка вполне продиктовано стимулами среды. Поведение ребенка первых лет жизни психология определяет как полевое, т.е. обусловленное внешним полем - той материальной и социальной обстановкой, которая последовательно предстает перед ребенком. Гармоничная деятельность организма ребенка и его связь с окружающей средой осуществляется путем возникновения безусловных и условных рефлексов. По принципу условных рефлексов формируются поведенческие реакции, которые быстро возникают, но медленно закрепляются.

С позиции философии поведение - это «способность человека к деятельности в материальной интеллектуальной и социальной сферах жизни, которая развивается на протяжении всей его жизни, и на него влияют природные и социальные факторы».

С точки зрения морали «поведение человека является системой действий и поступков, которые имеют моральное значение и подлежат моральной оценке независимо от того, по каким причинам они сделаны. В соответствии с этим воспитание поведения как системы поступков является прежде всего нравственным воспитанием».

Согласно исследованиям Кузьминой в области воспитания толерантной личности средствами модульной организации личностно - ориентированного образования, толерантное поведение характеризуется тем, что позволяет терпеливо и уважительно относиться к другому человеку, иного понимания проблем, включает доброжелательное принятие любой другой позиции, готовность и способность договариваться и договориться, проявление заботы, активности, доброты, доброжелательности на практике в повседневной жизни.

Изучая проблему формирования толерантного поведения, Кузьмина понимает его как внешнее проявление совокупности действий, предусматривающих: уважительное отношение человека к «другому», его способность целостно воспринимать «другого», понимая отличные характеристики как проявление индивидуальности, способность видеть в «другом» полноценного, достойного человека; эмоционально - волевую готовность к критическому диалогу с « другим «, способность к компромиссам и готовность поступиться собственным интересом для преодоления и предотвращения конфликта, способность к критическому отношению к себе как к «другому» с целью самосовершенствования.

Сравнивая толерантное поведение с гуманным, И. Якимович говорит о тождестве этих понятий и предлагает следующие ее показатели:

1) умение ребенка видеть в «другом» носителя других ценностей, логики мышления, форм поведения, а также осознание его права быть другим;

2) возможности положительно относиться к различиям другого человека;

3) способность и умение видеть «другого « изнутри и видеть мир с двух позиций: своей собственной и его.

Для сравнения автор предложил характеристику гуманного поведения описанную Кулаковой по следующим признакам:

1) сочувствие, уважение, желание прийти на помощь окружающим людям;

2) желание и умение приветливо обращаться с окружающими людьми, вежливо ответить на просьбу или предложение, деликатно отклонить нежелательное предложение;

3) желание делать приятное для коллектива и отдельного сверстника;

4) способность прислушиваться к общественному мнению и руководствоваться в своих действиях общественными мотивами, получая при этом личностное удовлетворение.

Согласно представленной сравнительной характеристики, можно говорить о гуманном поведении как о составной части толерантного поведения непосредственно связанного с моральным аспектом человеческих взаимоотношений.

Осьмухина воспитания толерантности соотносит с формированием гуманистической направленности личности и реализацию поставленной проблемы видит в процессе воспитания, которое сопровождается установлением и закреплением признания лица как приоритетной ценности в построении конструктивных отношений в обществе.

Изучая проблемы воспитания толерантной личности, А. Погодина основной целью данного процесса считает воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с отдельными людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

При изучении возможностей формирования толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства Осьмухина определила перечень особенностей данного процесса. Самая главная особенность - открытость другим людям, которая проявляется в принятии дошкольником другого человека, вторая особенность - справедливое отношение дошкольника к другому ребенку, что проявляется в равноправии между детьми. Следующая особенность проявления толерантного отношения у дошкольников заключается в выражении сочувствия и желании оказать помощь другому ребенку.

Анализ литературных источников позволил определить толерантное поведение как систему действий и поступков, которая предусматривает принятие и уважение мировоззренческих представлений и индивидуальных особенностей других людей, способ реагирования на проявления внутреннего и внешнего мира, который позволяет человеку принимать себя и другого человека, отталкиваясь от идей уникальности каждого.

Воспитание толерантного поведения у дошкольников следует понимать как целенаправленный процесс эффективного взаимодействия, сотрудничества взрослого и ребенка, способствует формированию общности с другими на основе моральных принципов и норм человеческого общежития при наличии различных мировоззренческих жизненных позиций, убеждений, проявляющихся в конкретных действиях и поступках.

Подытоживая можно сказать, что идея толерантности всегда занимала видное место в трудах великих мыслителей разных эпох. И сегодня этот вопрос, безусловно, приобретает особую актуальность, в эпоху глобализации и развития международных отношений, когда часто на одной территории приходится сосуществовать представителям разных наций и религий.

Толерантность следует понимать как свойство личности, которое позволяет человеку конструктивно взаимодействовать с другими людьми, которые имеют собственные взгляды, точки зрения, убеждения, то есть, эмпатически, терпимо, без противодействия воспринимать их мысли, чувства и поведение, которое не является асоциальным. Толерантность, исходя из нашего понимания, нужно рассматривать как уважение к различиям и взвешенное реагирование. Поэтому воспитание толерантности у детей дошкольного возраста является одной из основ формирования социально-компетентной личности ребенка, его интеграции в общество.

- Контрольные работы на заказ

 

Значимость и предпосылки толерантного поведения у детей дошкольного возраста
Поиск

Яндекс.Метрика