Пятница, 26.04.2024, 10:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Бухгалтерский баланс: понятие, сущность, виды, состав, методы анализа

Одной из основных форм бухгалтерской (финансовой ) отчетности является бухгалтерский баланс, который по своей сути отражает состояние имущества предприятия и источники его финансирования на определенную дату.

Бухгалтерский баланс выполняет две функции:

- экономическую, формируя финансово-экономические показатели деятельности организации,

- экономико-правовую функцию, обеспечивая имущественную обособленность хозяйствующего субъекта, и являясь одним из основных критериев выделения предприятия в самостоятельное юридическое.

В основе формирования бухгалтерского баланса лежит группировка средств предприятия (имущество) по их составу и размещению в зависимости от стадий их кругооборота и по источникам их образования в зависимости от характера обязательств перед собственниками и кредиторами, что и определяет структуру бухгалтерского баланса.

В частности, при составлении баланса осуществляет классификация хозяйственных средств предприятия, которые представлены по двум направлениям:

- по составу и размещению средств - в активе баланса;

- по источникам их формирования и целевому назначению - в пассиве баланса.

В соответствии с этой группировкой баланс по строению представляет собой двустороннюю таблицу:

Конкретному виду имущества, обязательств, источнику формирования имущества в балансе соответствует определенная статья. Балансовые статьи исходя из экономического содержания объединяются в группы - разделы баланса. Каждая статья (строка) баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи в случае дальнейшей расшифровки, формирования остальных форм бухгалтерской отчетности.

Левая сторона баланса - актив (от латинского слова activus - деятельный). В активе баланса отражается имущество предприятия.

Актив баланса включает в себя следующие группы статей:

- внеоборотные активы (активы, которые используются более 1 года: оборудования, здания, нематериальные активы, долгосрочные вложения и т.п.);

- оборотные активы (активы, которые используют менее 1 года: сырье, материалы, краткосрочная дебиторская задолженность, денежные средства и т.п.).

Правая сторона баланса - пассив (от латинского слова passivus - недеятельный). В пассиве баланса отражается структура ресурсов предприятия по источникам их образования.

Пассив бухгалтерского баланса состоит из трех разделов:

- капитал и резервы (собственные средства владельцев компании);

- долгосрочные обязательства (займы, кредиты и прочая задолженность со сроком погашения более 1 года);

- краткосрочные обязательства (текущая задолженность перед работниками, поставщиками и др. долги, подлежащие выплате в течение 1 года).Разграничение в пассивной части баланса обязательств и капитала соответствует не только различному характеру обязательств организации перед собственником и третьими лицами, но также срочности и порядку их погашения.

Итоговая сумма остатков средств предприятия в активе и пассиве по строке «Баланс», носит название валюты баланса. Валюта баланса отражает в активной и пассивной частях бухгалтерское соответствие размеров экономических ресурсов организации объему финансовых ресурсов, предоставленных собственниками и кредиторами.

В практике жизнедеятельности организации бухгалтерией составляется несколько видов баланса. Классификация бухгалтерских балансов в первую очередь подразделяет их на статические и динамические.

Статические балансы формируются на основе показателей, рассчитанных на определенную дату.

Динамические балансы отражают данные об имуществе экономического субъекта и источниках его образования в движении, в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период). Примером динамического баланса является пробный баланс, о котором пойдет речь во второй главе книги.

В зависимости от цели составления рассматриваются несколько видов балансов, в основу классификации которых положены следующие признаки:

- время составления;

- источник составления;

- объем информации;

- характер деятельности;

- объект отражения;

- способ очистки.

По времени составления различают балансы: вступительные (организационные), текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные, объединительные (таблица 1).

Таблица 1 - Классификация балансов по времени составления

Вид баланса

Характеристика

Вступительные

Составляют в момент организации предприятия (регистрации Устава организации, создания новой организации на основе реорганизации ранее существовавших)

Текущие

Разрабатываются периодически в течение всего времени функционирования организации

Начальные (входящие)

Формируются в начале финансового года

Промежуточные

Составляются в течение календарного года по итогам месяца, квартала, полугодия, 9 месяцев (или на любую дату)

Заключительные (исходящие)

Формируются в конце финансового года

Санируемые

Составляются в ситуации, когда организация находится на пороге банкротства. Служат базой для формирования заключения о реальном состоянии дел в организации, величине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий по оздоровлению финансового состояния организации.

Ликвидационные

Содержат характеристику имущества и его источников на дату прекращения деятельности организации

Разделительные

Составляются при разделении крупной организации на более мелкие

Объединительные

Составляются при слиянии нескольких организаций в одну или присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации

Заключительные балансы дают более объективную информацию, так как составляются не только по данным текущего (книжного) учета, но и подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса - основных средств и нематериальных активов, производственных запасов, денежных средств.

Балансы, группируемые по признаку источника составления разделяются на инвентарные и книжные (таблица 2).

Таблица 2 - Классификация балансов по признаку источника составления

Вид баланса

Характеристика

Инвентарные

Составляются на основании инвентарной ведомости имущества, средств в расчетах, обязательств

Книжные

Строятся по данным текущего бухгалтерского учёта без предварительной проверки книжных записей путем инвентаризации.

По объему информации выделяются: единичный и сводный балансы (таблица 3).

Таблица 3 - Классификация балансов по объему информации

Вид баланса

Характеристика

Единичные

Характеризуют деятельность только одного предприятия

Сводные

Составляются группой (холдинг, концерн), представленной материнской и ее дочерними компаниями. Формирует информацию о группе, как о едином предприятии.

По характеру деятельности балансы подразделяются на балансы основной и не основной деятельности. К основной деятельности относится деятельность, соответствующая профилю предприятия и зарегистрированная в его уставе. Все прочие виды деятельности считаются не основными.

По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные.

Самостоятельный баланс имеют только хозяйствующие субъекты, наделенные правами юридического лица. Отдельные балансы составляют подразделения предприятий (филиалы, отделы, цехи, представительства).

По способу очистки выделяют балансы-брутто и балансы-нетто. Понятия баланса-брутто и баланса-нетто связывают с наличием регулирующих статей баланса (уточняющих величину оценки основных статей до их остаточного значения - остаточной стоимости).

Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей - балансом-нетто.

В условиях проводимого планирования и прогнозирования деятельности предприятия на перспективу составляет расчетный баланс, который представляет собой прогноз соотношения активов (имущества) и пассивов (обязательств) организации или отдельного бизнеса внутри нее, инвестиционного проекта и др. в будущем. Его назначение заключается в том, чтобы показать изменение стоимости имущества организации в результате деятельности ее в планируемом (прогнозируемом) периоде.

Целями анализа баланса являются:

- получение информации о способности предприятия зарабатывать прибыль. Данный аспект является принципиально важным при решении вопросов о выплате дивидендов, возможности расширения и развития бизнеса.

- получение информации об имущественном и финансовом состоянии предприятия, т. е. о его обеспеченности источниками для получения прибыли.

Проведение анализа по обоим направлениям должно показать, насколько устойчиво функционирует предприятие.

К основным задачам анализа баланса следует отнести:

- оценку имущественного положения анализируемого предприятия;

- анализ ликвидности отдельных групп активов;

- изучение состава и структуры источников формирования активов;

- характеристику обеспеченности обязательств активами;

- анализ взаимосвязи отдельных групп активов и пассивов;

- анализ способности генерировать денежные средства;

- оценку возможности сохранения и наращивания капитала.

Методика проведения анализа баланса предусматривает следующие виды:

- предварительная оценка, включая оценку надежности информации, чтение информации и общую экономическую интерпретацию показателей бухгалтерского баланса. В данном случае оценивается риск, связанный с использованием имеющейся информации, делаются общие выводы относительно основных показателей, характеризующих величину оборотных и внеоборотных активов, собственного и заемного капитала, выявляются основные тенденции изменения показателей, намечаются направления детализации (углубления) анализа в последующем;

- экспресс-анализ текущего финансового состояния, включая расчет финансовых коэффициентов и интерпретацию полученных результатов с позиций оценки текущей и долгосрочной платежеспособности, способности к сохранению и наращиванию капитала. Главная цель аналитической работы в этом случае - обратить внимание на принципиальные моменты, характеризующие финансовое состояние организации, и сформулировать основные проблемы и ключевые вопросы, которые необходимо выяснить в процессе дальнейшего, более глубокого анализа;

- углубленный анализ с привлечением необходимой внутренней и внешней информации. Такой анализ проводится лицами, которые могут сформулировать причины возникших проблем на основе детального исследования внутренней информации. Перед углубленным анализом в этой связи стоит следующая задача - выяснить, за счет каких статей расходов, видов продукции, центров ответственности произошли выявленные негативные изменения и какими в данном случае должны быть действия руководства;

- прогнозный анализ основных финансовых показателей с учетом принимаемых решений и оценка на этой основе финансовой устойчивости. Задача анализа на данном этапе - выяснить, как прошлые события и сложившиеся тенденции, а также вновь принимаемые решения могут повлиять на способность организации сохранять финансовую устойчивость.

- Вам это пригодится:

- Методика анализа бухгалтерского баланса и ее основные этапы авторов Донцовой Л.В., Никифоровой Н.А.

- Методика анализа бухгалтерского баланса Пожидаевой Т.А. и ее основные этапы

 

Поиск